Устройство внутреннего космоса

дневник 30-дневной медитации

Эти записки, их можно назвать еще «новогодние инсайты», плод 30 дневного ретрита: с середины декабря 20 по середину января 21 года. Они отражают погружение в буддистскую практику, осмысление ее постулатов и другие сопутствующие открытия во внутреннем космосе. Это не линейное путешествие с вопросами и аргументированными ответами. Это дневник погружения и постепенного проникновения. Иногда тезисы подвергаются сомнению, иногда опровергаются, но постепенно глубина понимания увеличивается.

Вероятно, отдельные абзацы в начале покажутся наивными или даже банальными. Не судите строго, текст не планировался для публикации, это просто записки человека, путешествующего по слоям своего сознания и по уровням своего понимания. Что-то ближе к поверхности и более банально, что-то чуть глубже. Что-то и вовсе было выброшено, как слишком выбивающееся из общего контекста.

Вероятно, для понимания этих записей потребуется словарик терминов, используемых мной в записях. Я старался все объяснять по ходу размышлений, но может быть некоторые понятия стоит обозначить заранее.

Основные буддистские постулаты

Аничча — непрерывное изменение всего содержимого Вселенной, и материи и психических феноменов. Анатта — отсутствие у человека души и Я. Дукха – страдание.

Существует четвертый постулат шуньята – пустотность, он был сформулирован предположительно буддистским мыслителем Нагарджуной, жившим на 600-700 лет позднее Будды. Этот постулат здесь рассматриваться не будет.

Дхамма – универсальный принцип существования и позитивной трансформации жизни. Состоит из 3-х частей – нравственности, практики и обретения мудрости.

Еще несколько определений, которые пригодятся

Картина Мира – симуляция реальности, в которой живет каждый субъект. Она начинает формироваться в младенчестве, вместе с усвоением языка, с пониманием как должно выглядеть, например, дерево. Как оно может пахнуть, звучать, какое оно на вкус и на ощупь. Все это связывается воедино, вместе со звучанием этого слова, картинкой и реальными изображениями разных пород деревьев. Затем связывается с понятиями лес, парк, сад и так далее. Затем с другими знаниями природоведения, ботаники и разных областей. Весь этот огромный комплекс вместе и есть Картина Мира. Эта внутренняя реальность соответствует привитым и самостоятельно осмысленным понятиям, пережитому опыту, знаниям, идеалам, глубине понимания, устремлениям и так далее.

Нейропластичность – сравнительно недавно открытые механизмы реструктуризации мозга. Среди них – нейрогенез (возникновение новых нервных клеток), синаптогенез (возникновение новых связей между клетками), прунинг (удаление неиспользуемых связей между нейронами). Эти механизмы (под воздействием опыта) меняют проводник нашего ума, наш мозг. Этот процесс можно (и нужно) осуществлять осознанно.

Три типа буддистской практики – самади (концентрация), випассана (интуитивное прозрение), сатипаттхана, сати (осознанность).

Модульная теория сознания – теория, которой придерживаются многие современные нейрофизиологи. Она говорит о том, что сознание не содержит единого центра, а только конкурирующие друг с другом модули. Данный взгляд полностью согласуется с эволюционной версией развития видов.

Состояние потока – пребывание в моменте. Осознанность от момента к моменту, практика сатипаттханы (сати).

Когнитивные искажения (иллюзии) – искажение понимания. Причина та же, что и у оптических иллюзий. Несовершенство систем восприятия и обработки информации. А также поддержка эволюцией настоящих фейков, которые, однако, способствуют выживанию вида. Одна из лучших книг на эту тему «Думай медленно, решай быстро» (неудачный перевод английского названия, более точно было бы «Два типа мышления – быстрое и медленное») ученого психолога, профессора, нобелевского лауреата, Даниэля Канемана. Он очень подробно исследует иллюзии ума и это впечатляет.

Эволюционная психология – направление современной психологии рассматривающее ум человека с позиций естественного отбора и наследственной изменчивости.

Эти записи несколько отличаются от того, к чему мы привыкли. Нам близок метод научного познания, где на поставленный вопрос приводятся аргументированные доводы, постепенно оформляя доказательный ответ. Здесь же демонстрируется другой подход– интуитивное понимание на уровне субъективного опыта. Но, к сожалению, передать это понимание другому невозможно. Для другого человека – это просто набор слов, в лучшем случае — гипотеза, в нейтральном – белиберда, а в худшем – навязанный стереотип. Поэтому объективная ценность этих записей сомнительна.

Последняя преамбула о том, как я пришел к этому ретриту. Первый мой интенсивный медитационный ретрит случился в сентябре1999 года. Это была 10-дневка, коих всего было примерно 15 за все годы. Затем в 16 году я созрел для 20-дневки, в 17 году я повторил 20-дневку у другого буддистского мастера. В 18 году повторил бы еще раз, но хватило времени только на еще одну 10-дневку. В 2020 году я решил сделать самостоятельную 30-дневку, без учителя, иначе было невозможно из-за закрытия границ.

30-ти дневный медитационный ретрит

Бали, Индонезия

Личный дневник

18/12/20

Сегодня 5-ый день ретрита. Первые 4 дня были вводными, да и не было желания записывать, но появилась цель-вопрос.

Ретрит в Непале в 2017 году имел вопрос познать себя, разобраться в своем уме, объектах ума, возникновении, исчезновении и взаимодействии разных частей между собой. Сегодня возникла спонтанная идея посвятить этот ретрит рассмотрению взаимодействия человека и мира, устройства внутреннего космоса и ростков основных идей буддизма. А также исследованию основных когнитивных иллюзий и искажений. Посмотрим, что получится.

Пятый день непростой. Медитация концентрации (статика) неустойчива, вчера была чуть лучше. Но сегодня концентрация требует больших усилий. Может быть из-за сна. Спал неглубоко и мало. Лежал – медитировал – проваливался в сон. Много снов и вчера, и сегодня. Текущее расписание дня: статика – 6 часов, динамика – 3 часа + осознанная йога 1 час 30 минут, остальное время сатипаттхана (кроме 2-х часов – час на чтение и час на записи).

Сегодня начал видеть наяву картинки в каждой трещине, в каждом листочке и древесном спиле. Услышал за дверью своей кельи разговор и два женских смеха, моментально придумал подробную, развернутую историю про двух подруг. Так осознаешь, что ум устроен как объяснитель (интерпретатор), все что он воспринимает – превращает в сюжеты, если есть потребность, свободная энергия (пространство) и отсутствуют помехи.

Сегодня совсем не согласен с тем, что жизнь — это страдание. Жизнь — это красота, стоит посмотреть на Луну или Марс, а потом вновь на нашу планету.

Жизнь — это радость,

Жизнь — это любовь,

Жизнь — это смысл,

Жизнь — это творчество.

Жизнь — это дхарма, в конце концов. Жизнь — это богатство красок.

А вдруг, просветления не существует? Вдруг, Будда шел вслед за дхармой, а затем, вдруг, увидел в понятном сюжете перерождения (как был устроен мир тогда, в тех краях) – отсутствие души, перерождение только санкары (кармы, желания). И это понимание он и назвал просветление. И тогда понятно, почему сейчас просветление такое редкое явление, и почти не встречается.

Дхамма работает, она очищает, но люди не страдают как раньше, они не хотят покидать этот мир, не хотят останавливать сансару – колесо рождений. Им нравится этот прекрасный комфортный мир, в котором есть правопорядок, милосердие и сильные обезболивающие средства.

Интересен подход тибетского буддизма. Если верен буддистский постулат «анатта» и души нет, о чем же «Тибетская книга мертвых», что же там такое переходит из одного состояния в другое? Что-то очень похожее на посмертное существование личности, так мне показалось, когда я ее читал.

И если просветления не существует, а есть лишь «понимание», нарратив, сочетающийся с концепцией страдания и прекращением страдания. Тогда почти как в христианстве. Никто не сомневается в Заповедях, они работают и на личном плане, и на общественном. Но Воскресение уже требует напряжения Веры. «Бренд» буддизма мог «раскрутиться» вокруг слова «просветление» и сюжета, который подходил мировоззрению людей той эпохи.

19/12/20

Такая ли уж это ценность «просветление»? Несомненно, путь очищения очень полезен и благотворен. Этот путь приводит человека на высокие уровни сознания. Но есть ли точка, после которой можно сказать, что человек уже в нирване? Может быть и нет. Жаль, что путь этот золотой лежит между кнутом «жизнь — это страдание» и пряником «просветление». Может быть без этих громких слов вся философия не была бы так востребована? Сейчас, может быть, стоит пересмотреть суть и значение обоих? Потому что они устарели и не совсем корректны в нынешнем мировосприятии. Например, меняем страдание на «жизнь — это стресс», а просветление, например, на «12-ый уровень сознания».

Сознание человека сформировало функцию речи, и теперь они неразделимы. И сознание не является синонимом личности, а лишь небольшой ее частью. Большая часть личности как бы не имеет голоса и запечатана внутри, отделена от сознания. Когда наступает разочарование, неудовлетворение, любая негативная эмоция (то, что буддизм называет страданием), связь между всеми модулями в поле сознания и остальной личностью замутняется. Нейронные цепи эмерджентны, но их основа — это простейший двоичный код – проводить или тормозить сигнал. Сознание в стрессе, разочаровании, раздражении, неприятии дает постоянно команду – остановить. Связь затрудняется, блокируется, в результате возникает теневая психика, искаженная картина мира, просто непонимание очевидных вещей. Медитация позволяет найти потерянные (прерванные) контакты между разными участками мозга. Сознание, занятое чистым восприятием, перестает блокировать сигналы. Затем сознание, занятое скучной рутиной, без возможности получать новую информацию снаружи, активно идет внутрь, выбивает все пробки, восстанавливает контакты, чтобы наполнить себя контентом. Поэтому следствие медитации не только уравновешенность, развитие внимания и развязывание узлов негативности, но и восстановление здоровья физического и душевного, глубокое понимание себя и других людей, погружение в естественную человеческую нравственность.

21/12/20

С сегодняшнего дня немного меняю расписание медитаций. Теперь, статика – 5 часов; динамика – 4 часа; бодискан – 1 час + йога (с полным погружением в дыхание и положения тела) — 1 час 30 минут, остальное время сатипаттхана. Отдых: сон 4 – 6 часов, чтение 1 час, записи 1 час.

Концентрация на 5-й день была лучшей, на 6-й день она обвалилась. Но на 7-й и 8-й день утренние медитации уже в состоянии поглощения практикой (ум чрезвычайно сфокусирован). Но днем концентрация все еще нестабильна.

Размышление об анатте (буддистский постулат — отсутствие Я).

Сообщество людей кажется нам состоящим из частиц, как горсть семечек подсолнуха. Но его скорее можно сравнить с соком с мякотью и кусочками, это скорее раствор с мягкими частицами. С одной стороны, если не вовлекаться чувством, кажется, что важны не сами люди. Важны проявления людей: их поступки, дела, взаимодействия с другими людьми и объектами. С другой стороны, все люди связаны между собой зеркальными нейронами, перенимают друг у друга эмоции, желания, концепции и даже образ жизни. Стереотипы понимания, собираясь вместе, создают концептуальные установочные стереотипы и вероятно даже более сложные конструкты близкие к стереотипизации субъекта. Люди повторяют и дублируют друг друга.

С третьей стороны – ум не имеет единого центра, он скорее набор модулей, программ, не имеющих твердой схемы взаимодействия. Ум также можно назвать сообществом, в котором власть хаотично передается из рук в руки.

22/12/20

Немного странная, но настойчивая мысль. «Буддизм — это христианство, каким оно хотело бы быть, но не смогло». Наблюдаю.

Будда не учил буддизму, он говорил: «Дхамма — лучший учитель. Будьте сами себе светом. Будьте сами себе светильником». Будда не оставил после себя старшего учителя и всегда призывал последователей опираться на собственный опыт, на свою индивидуальную практику и дхамму. В моей душе крепнет убеждение, что это была вовсе неплохая идея – самостоятельный курс, и что он может быть очень плодотворным.

Дхамма — безусловная драгоценность. Все ее три части невероятно необходимы и каждому человеку в отдельности и всему человечеству. Все три ее части, может быть самое важное, что нужно узнать и испытать человеку. Вот эти три части.

Шила — нравственность. Она растет из естества — не делай другому того, что не хочешь получить сам. И из понимания и сострадания ко всем живым существам. Эта нравственность несет покой, мир и радость сердцу.

Самади — работа с вниманием, работа с сознанием напрямую. Разные упражнения необходимые уму для освобождения от страха, тревоги, агрессии, страдания.

Панья — избавление от иллюзий, заблуждений.

Действуя в потоке дхаммы, человек шаг за шагом трансформирует себя, избавляется от страдания и позволяет своему уму становится радостнее, счастливее.

Опять к вопросу Я и личности.

Что же там внутри «личности», внутри «Я»? Биология утверждает, что человеком управляет природа — в нас прошиты сотни биопрограмм и рефлексов. Мы вынуждены подчиняться нашему сложному центру потребностей, созданного миллионами лет эволюции. Наше базовое поведение уже задано с момента рождения. Затем воспитатели и общество дорабатывают «заготовку». Сначала у малыша нет личности, затем она созревает вместе с биологическими и социальными процессами. Постепенно субъект впитывает шаблоны поведения, стереотипы мышления, вторичные, третичные и бог знает какие смыслы. Вуаля! Что же, это и есть «Я»?

Психологи скажут про субъектный опыт, но он же похож на очень большую часть у всех нас, живущих здесь и сейчас. Есть исключения, их называют травматическим опытом, называют болезнью и потом лечат. И все же есть одно, чего нельзя отнять у «личности», у «Я» — возможность принимать решение. «Личность», это тот, кто принимает осознанное решение. Так?

А откуда оно берется, это решение? Из личного опыта, можно сказать из кармы. Буддизм так и говорит – души нет, личности нет, Я не существует, но есть карма. Что же, эта склонность выбирать одно и не выбирать другое и перерождается из воплощения в воплощение?

Христиане говорят, будешь грешить, после смерти попадешь в ад. Буддисты говорят почти тоже самое, но уточняют. Кто и куда попадет рассматривается чуть-чуть конкретнее. Чем более негативная карма, тем более негативным будет воплощение. Испорченное к испорченному. А если будешь жить праведно, христианство обещает рай, правда не объясняя его никак. Буддисты говорят о нирване, ее тоже нельзя объяснить, так как она находится за пределами этого мира и понятий этого мира. Может быть разница лишь в небольшой конкретизации?

23/12/20

Сегодня десятый день. Я стараюсь быть осознанным в течении всего дня. Иногда медитацию сати срывают эмоциональные наплывы. Идеального сосредоточения так и нет, но общий хороший уровень погружения начался в первой десятидневке. План медитации прежний.

Говорят 2500 лет назад один молодой человек ездил-ездил на ретриты к разным учителям, а потом раз … и просветлился. И сам ретриты проводить начал. Известная история получилась. А вот еще, другой молодой человек собрал ретритную группу – 12 человек. Но конкуренты не дремали, состряпали кляузу, и молодой человек серьезно пострадал. Тоже шумная история вышла. А вот еще был один молодой человек, если сравнивать с двумя предыдущими, почти недавно. Хотя про этого молодого человека лучше ничего не говорить, как бы самому не пострадать.

Об иллюзии «Я». Ум рефлексирует на тему «Я» бесконечно. Примерно половина всех входящих в мое сознание объектов – видение самого себя. Ситуации, люди, просто декорации, чтобы ярче увидеть себя. Когда мы обсуждаем других людей, и иногда оказывается, что он «не такой». Почему? Потому что я такой, правильный. Когда мы судим, мы говорим не о другом, мы всегда говорим о себе. Ум всегда, без остановки «надувает» и «шлифует» концепцию Я.

Я как бы вижу себя чужими глазами, репетирую варианты разговоров, бывших и будущих и создаю образ Я. Мы все сплетничаем, судачим и обсуждаем, чтобы продвинуть свое Я, и этот процесс, мощно поддержанный эволюцией. Мы как обычно в плену иллюзии, несмотря на усилия дедушки Дарвина.

Иллюзия Я располагается на нескольких уровнях – на уровне психологии, на уровне биологии и на такой недостижимой пока высоте – на уровне метафизики.

В социальных сетях иллюзия Я подвергается фотошопу и выводится на большой экран. Возникает огромная иллюзия. Результат такого заблуждения — еще больший разрыв между реальностью и восприятием. Начищенное до блеска «Я» соответственно увеличивает страдание от неудовлетворенности.

24/12/20

Уже есть усталость, а пройдена лишь 1/3 и поднажать еще надо. Но дело это стоящее, есть за что бороться — за лучшую версию самого себя.

А что если наш мир, наша Вселенная всего лишь малая часть БОЛЬШОГО МИРА? Мира со многими измерениями и с нелинейным временем? А мы для этого мира примерно, как картинки в газете, мягко говоря. Пространство этого БОЛЬШОГО МИРА состоит из другого, например, из света, разума и чего-то еще. И пространство это из разума, света и чего-то еще, свернулось в 4 измерения, по ошибке, по чьему-то желанию или просто так устроено, оно должно свернуться, оно свернулось. И превратилось в такое кургузое место, в основном пустое, но с массивными источниками света вдали друг от друга. И разум в этом пространстве искал как приткнуться и нашел вариант. Живет как-то так. И Земля то наша прекрасна, и разум приспособился. Но из БОЛЬШОГО МИРА все это может выглядеть жалко. Как клякса, которая еще и во времени движется, в отличии от остального мира. И разум там живет как-то не слишком счастливо, зажат законами эволюции и биологии. Страдает, болеет, умирает.

Может быть, может быть, но где-то я уже это слышал, и про Атман тоже. И что вроде даже выход для разума есть, если он откажется смотреть на себя как на индивидуальное эго. И что вроде даже кто-то сбежал отсюда, перед выходом рассказав план побега.
Все может быть, а может и нет.

25/12/20

Как обычно ночью не спится, хватает 4-5 часов сна. Просыпаюсь около 2-3 ночи и лежу медитирую. Но сегодня был особый случай.

Я просыпаюсь не с воспоминанием сна, а с двумя мыслями в голове.

Первая – что человеческий ум оперирует не мыслями, не словами, а стереотипами. Нужно сложить два стереотипа, чтобы получить третий, он то и будет называться понимание.

А вторая становится на плечи первой. Про понимание. Я вдруг очень просто увидел, что хотел сказать Будда – великий мыслитель и гений всех времен. Среди слишком большого количества слов теряешь главное. А главное, что он имел в виду, то же, что сказано в Священном Писании от Иоанна – «познаете истину, и истина сделает вас свободными». Найти ее непросто, но Будда все подробно разжевал.

Он объяснил, что ум человека ненадежен и подвержен нескольким кардинальным умственным искажениям.

1) Ум все превращает в стереотипы, а они неподвижны. И поэтому возникает иллюзия неизменности, постоянности. Хотя на самом деле изменения происходят каждое мгновение.

2) Ум выдумывает «Я», а затем грандиозно преувеличивает эту выдумку.

3) Ум всегда неудовлетворён. То, что есть всегда – «маловато будет». Достигнутое сразу перестает радовать, как недостаточное. Хорошее оценивается нормой и не возбуждает позитивной реакции или реакция недостаточна. Зато наступившее или вероятное плохое, наоборот, переоценивается.

Как мы сейчас знаем точно, эти 3 когнитивные иллюзии (и много других, но эти 3 особенно важны) развились, потому, что помогали выживать. Они закрепились в уме мощью естественного отбора.

Далее Будда продолжил простыми словами, что каждый человек видит не мир, а иллюзию. Потому что видение очень искажено, и возникает страдание. Но понимая суть этих иллюзий и используя специальные упражнения, можно освободиться от иллюзий и перестать страдать.

Затем было много комментариев, концепция вписалась в действительную на тот момент модель мироустройства. Но это все вторично. Основной посыл Будды про истину и про удаление иллюзий. Про освобождение, трансформацию и преодоление несчастья. Остальное просто оформление, необходимое для понимания.

Будда был великий естествоиспытатель, ученый-практик, он нашел истину и поделился со всеми. Все подробно описал, по ступенькам, по досточкам. Это сейчас мы знаем и про когнитивные иллюзии и про нейропластичность и про естественный отбор. Ему же пришлось самому понять и другим объяснить «на пальцах» без всех этих сложных современных понятий. И у него получилось. Слава ему!

Два непонятных, но ярких слова «просветление» и «нирвана» сделали сюжет сакральным. Я предполагаю, что Будда был очень конкретным, и в словах нашего века сказал бы не просветление, а ясное понимание, не нирвана, а свет истины. Хотя, может все дело именно в словах, и другие слова могли не пойти так бойко. А значит не затронуть сердца всех людей, соприкоснувшихся с практикой за эти тысячи лет, и в итоге не дойти до нашего времени.

Конец первой части.

Продолжение: Внутренний космос полон мертвых стереотипов

От чистого сердца,

Михаил Власов



Обсудить







2 комментария

  1. Комментарий от Kate

    Kate Добавить комментарий 26.05.2021 к 21:01

    Спасибо что поделились своими переживаниями.
    Скажите, пожалуйста, а что за третий молодой человек?

    • Комментарий от admin

      admin Добавить комментарий 27.05.2021 к 06:31

      Тот самый замечательный молодой человек, кто основал третью мировую религию.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРЕССА О НАС:

Go top