После первого ретрита (на Новый год 2015/2016 на Бали), я села писать отзыв. На второй странице вдруг поняла, что ничего уникального не смогу сказать, все уже сказано в отзывах до меня. А что не сказано, то личное. Не в плане — запретное, а скорее интересное только мне и, вероятно, моей маме, а незнакомым людям скучное.
Второй ретрит пришелся на неделю молчания в Северном Тайланде. Все-таки, эта программа сильно отличается от остальных, поэтому решила написать.
Однозначно, ретриты для меня не были побегом от мира или ситуаций. Меня никто не бросал, я не теряла работу, не загибалась от депрессии и даже не «искала себя». Самое близкое слово – любопытство. Как это? Что я буду чувствовать там? А после? Это сложно или просто? Я изменюсь? Меня не пугали фрукты, интернет-детокс , бег и медитация, это же так классно.
Коллеги выражали опасения, что я уеду, просветлюсь, да так там и останусь, питаться росой и открывать третий глаз.Такое уж у нас (или только у моего окружения?) бытовое понимание медитаций и вегетарианства.
И в чем-то это стреляло в мое главное опасение: вернуться и понять, что мне не нравится моя жизнь.
А вдруг я приеду и пойму, что ненавижу свою работу? Сделаю отступление: моя текущая работа — по сути моя первая работа еще со студенческой скамьи. 7,5 (на момент написания отзыва уже 8,5) лет я отдала одной и той же компании. А вдруг я приеду и пойму, что не мое? И как? И куда? И все сначала? Или вдруг пойму, что карьера – это не мое, а на самом деле я мечтаю сидеть дома и варить борщи? Или (самое страшное) вдруг я на ретрите пойму, что все, чего я достигла в своей работе –это потолок? И для бОльшего я тупая, ленивая, бесталанная?
Черт его знает, что можно понять на этом вашем ретрите.
Что же я поняла после первого ретрита? Ничего ошеломительного. Не открыла, знаете ли, секретов мироздания. Я приехала все той же Натальей Сергеевной, руководителем отдела разработки. Не стала вегетарианкой, не бросила работу, не занялась духовными практиками. И даже глаза все также два. В общем, ничего сектантского со мной не случилось.
Но я прожила какие-то достаточно интересные, хоть и известные вселенские законы. Сама прожила и пережила, а не прочитала по диагонали. Попробовала на вкус, так сказать. Увидела, какие мысли бродят в моей голове, какие шаблоны меня ограничивают.
Как будто я подошла к своему портрету ближе, увидев не только общий силуэт, но и мазки. Точнее даже так: я поняла, что у меня есть свой уникальный портрет. Не местечко десятой с краю в пятом ряду в левом верхнему углу эпичного полотнища. А свой отдельный портрет, в котором чуть лучше стали видны детали.
Верно отмечают и организаторы, и участники, что зерна ретрита прорастают. Не стоит ждать озарений на десятый день ретрита. Вообще лично для меня ретриты это не про ошеломления или перевороты. Это про плавные осознания. А затем осознанные перемены.
Решение поехать во второй раз было связано с пониманием, что так перезагрузиться и обнулиться проще всего на ретрите. Случайно по датам это совпало с ретритом молчания. А вот молчания я опасалась больше всего, так как в первый раз оно оказалось сложным.
Но молчать, так молчать. Ни на минуту не сомневалась, что программа мне дастся, вопрос касался только количества усилий. И вновь новые детали портрета – теперь молчание далось легко. Как это так? Почему? Что изменилось за год? – целый пласт вопросов вскрывался, когда я просто наблюдала за своим умом и телом, не связывая их ожиданиями.
Про молчание больше всего меня удивило вот что. Уже лет 7 я работаю управленцем с командами от 12 до 30+ человек. Объясняю, хвалю, критикую, дискутирую, продавливаю, рассказываю – множество коммуникаций с людьми разных профессий (художники, программисты, маркетологи…с десяток разных профессий наберется), возрастов и темпераментов. Мы, управленцы, всегда в поиске каких-то формулировок, слов, шаблонов и фраз, которые замотивируют, дадут обратную связь, создадут дисциплину, придадут авторитет.
А удивительное состоит в том, что даже если все замолчат, то ничего не изменится. Шумные будут шумными даже молча (я имею ввиду не шум от неповоротливости, а влезание в чужие границы собою), за крутыми захочется пойти, даже если они молчат, слабых и потерянных вы тоже увидите без слов. Прочтете агрессию и неуважение. Равно как и уверенность в себе. А ведь мы сокращали всякое взаимодействие друг с другом и, по сути, не были знакомы. До того, как мы замолкли я даже не всех участниц запомнила по имени.
Конечно же я задавалась вопросом, а какое впечатление произвожу я? И более важным: а какое хотела бы? И целый пласт вопросов: а почему я думаю, что она такая? А почему она меня раздражает (иными словами: как мне найти это же в себе и убрать?)? А почему я ею восхищена и любуюсь? (читай как: как бы и мне такое развить?)
И это только маленькая часть кусочков паззла под названием «осознанные перемены», которую я нашла на ретрите.
Что же до вопросов про работу, борщи, призвание и потолок. Где-то в этом жизненном периоде с двумя посевами ретритов, я поняла, что….а что такого? Вот я приеду и пойму что все не так. И что? Значит, изменю, улучшу, начну заново, выучусь, попробую и еще попробую– это же и есть жизнь. Видеть детали портрета и менять их (а пока не увидишь, не поменяешь) – это удивительно, захватывающе и радостно!
И главный вопрос у тех, кто читает отзывы: ехать или не ехать (я ведь тоже их читала в свое время)?
Можете не ехать. А еще можете никогда не посмотреть океан. Никогда не заниматься сексом. Никогда не читать книг после школы. Еще миллион действий вы можете не совершать и не то, что не умрете, а целую жизнь проживете. Просто кое-чего не ощутите. Ни разу в жизни.
Новосибирск, Россия
Leave a reply