По традиции издалека. Я быстро.
Недавно мне исполнилось 30. И незадолго до этой даты мне отчетливо захотелось на день рождения свозить себя в Рим. Нет, не так – мне хотелось, чтобы меня свозил любимый мужчина. Нюанс – я не состою в отношениях с любимым мужчиной. Можно было, конечно, посокрушаться по этому поводу и остаться дома, но только… а что зазорного в том, чтобы пригласить себя в Рим? Чтобы перестать ждать, пока придет ОН и сделает НЕЧТО. Чтобы не зависеть от внешнего фактора и взять на себя ответственность за количество радости в своей жизни. Что нам желала Олеся в новогоднюю ночь на севере Таиланда? «Стать самому себе добрым другом». Тонь, ну если друг на свой ДР хочет в Рим, то тут без вариантов. Ну правда.
Мне кажется, впервые по-настоящему стать себе другом у меня получилось этой зимой, на том же севере Таиланда. После того как второй раз за год слишком откровенно столкнулась с неприглядной стороной себя. Третий ретрит – это вам не шутки. Легко обознаться и начать считать себя продвинутым пользователем. Но у подсознания на этот счет были свои соображения.
Вызовом стали динамические медитации и «жизнь в своей голове» в течение 7-ми дней. Ретрит молчания, всё-таки. Не думаю, что я до конца осознавала, как это – провести неделю наедине с собой. И уж точно не представляла, что, проснувшись утром 1-го января, я с ужасом обнаружу внутри разочарование. В себе же. Осуждение себя. Недоверие к себе. И первой реакцией будет – убежать, засмотреть это чувство в кино, запить кофе, заесть пироженкой. Только бежать-то некуда. Ты in the middle of nowhere. И всё, что у тебя есть, дорогая, на данный момент – это ты. Наконец-то. Бежать некуда.
Ничто не предвещало беды, на самом деле.
От первого Мишиного задания – наблюдать за ощущениями в теле во время ходьбы, в максимально возможной мере замедлив шаг, – я и вовсе чуть не прослезилась, впервые прочувствовав эстетику человеческого шага и восхищение от слаженной работы мышц (ну правда, это же по-тря-са-ю-ще!). Следующее задание было загадочнее – отследить, какие эмоции стоят за нашими мыслями (дополнительно к тому, чтобы, собственно, наблюдать за самими мыслями). Звучало интригующе. Попробуем. Так, беспокойство. Следующий. Гордыня (потрясающее сочетание) (не осуждать, Тоня!). Дальше. Порицание. Дальше. За 20 минут медитации из 10 прожитых эмоций положительной была 1.
«Серьезно? Получается, 90% времени я транслирую в окружающее пространство отрицательные эмоции и негатив??», – взывала я к Мише на следующий день во время индивидуальных десятиминуток по медитации. «Ну да», – совершенно спокойно ответил Миша. Мое открытие вселенского масштаба разбилось о его «ну да». Но ведь я же всегда причисляла себя к оптимистам! Мой внутренний ребенок негодовал и требовал объяснений, но тут Миша произнес ключевую фразу – «Тонь, мы забываем о том, чтобы быть хозяином своих эмоций, а не их рабом». Шах и мат. Прямая инъекция в мозг. Миша умеет. Спокойствие.
Ретрит шел дальше. Наблюдала за тем, как сходили слои. Первый слой – милая девочка-болтушка, второй слой – зацикленность на мыслях о работе (действительно, ты в тропическом саду – о чем ещё думать), третий – зацикленность на мыслях о бывших и несуществующих будущих. Удивительно, на что только не пойдет человек, чтобы не быть здесь и сейчас, чтобы не задавать себе неудобных вопросов, чтобы не встретиться с собой – настоящим. В какой-то момент было принято решение убрать ширму из всех этих слоев. Хватит. А потом наступило 1-е января.
Было страшно, на самом деле. Потому что никогда до этого ты так глубоко не ныряла в свое подсознание. Потому что некуда убежать. Потому что ты себя отождествила со своими эмоциями, несмотря на то, что одной из аксиом ретрита было беспристрастное наблюдение за ними, разотождествление себя с эмоциями и понимание, что мы – это не наши эмоции.
Было много осуждения себя.
Было много осуждения себя за то, что ты себя осуждаешь (привет, рекурсия).
А потом был Мишин вопрос – «Тонь, а тебе нравится испытывать эти эмоции? Ты хочешь продолжать их испытывать?».
Хочу ли? Но ведь если я их испытываю, получается, что хочу. Получается, это мой выбор. Почему? Кому выгодно испытывать страдание? Жертве. Так. А ещё? Ребенку. Почему? Потому что ребёнок не несёт ответственности за свои эмоции. Способность взять на себя ответственность – удел взрослости.
Так было точечно определено, где заканчивается инфантильность, и начинается зрелость.
И только после этого пришло облегчение. Ты перестала отрицать саму себя и бороться с собой же. Наступило принятие. Не потакание собственным слабостям, а смелость сказать самой себе – да, во мне это есть. Когда не коришь себя за недостатки. Когда не осуждаешь себя за слабину. Когда не ожидаешь от себя совершенства.
Кто-то когда-то сказал, что «свобода – это когда не надо притворяться перед самим собой». Спасибо, Мир, за то, что существует свобода.
«Все становится видимым, будучи вынесенным на свет, и все, что бы ни было представлено свету, само становится светом.» Святой Павел
«Лучше поздно, чем ещё позже.» Народная мудрость
Антонина Сребнюк
Киев, Украина
Leave a reply