Мозг. Медитация. Просветление

Люди всегда искали способ работать над своей природой. Как только открыли шкатулку с
критическим мышлением, сразу загорелись вопросом своего изменения. И нашли ответы.
Несколько тысяч лет назад люди начали использовать некие упражнения для работы с
умом. Как правило, все эти упражнения заключаются в сознательном управлении своим
вниманием.

Мне всегда было ужасно интересно, как меняется мозг под воздействием интенсивной, долгосрочной медитации. Исследования в этой области пока мало описаны. Есть опыты с электроэнцефалографом, измеряющим мозговые волны, но они не отражают реальных изменений, которые происходят.

На мой взгляд, идеальное исследование могло бы выглядеть так. Проводим томографию мозга монаха до начала его занятий медитацией. Затем периодически наблюдаем и фиксируем изменения его мозга на протяжении длительного времени. И, наконец, когда монах добился в процессе своих упражнений определенных результатов, мы опять фиксируем изменения мозга. К сожалению, такие исследования мне пока не попадались.

Поэтому я обложился учебниками и постарался дотянуться до всей информации, которая могла бы помочь. В области нейрофизиологии я дилетант. Но, как мне кажется, я мог бы попробовать сформулировать свои выводы на основе личных изысканий. Подобно естествоиспытателю, я внимательно исследовал собственный ум на долгосрочных медитационных ретритах. Другими словами, я как бы работал в лаборатории и пристально, «с увеличительным стеклом», изучал объекты своего ума, их возникновение, взаимосвязь друг с другом и исчезновение. Проделанная мною работа позволяет мне надеяться, что мои выводы могут быть интересны.

В этой статье я попробовал изложить суть предмета, упрощая везде, где можно. Старался не делать акцентов на сложной внутриклеточной работе головного мозга, не углублялся в специализацию его многочисленных отделов.

И постарался раскрыть свои ответы на вопросы, которые меня с давних пор интересуют:

— Что происходит с практикующим под воздействием этих длительных упражнений?
— Как медитация влияет на наш мозг?
— Какие биологические процессы идут и какие структурные изменения могут происходить под воздействием медитации?

Вот некоторые зафиксированные практиками изменения психики в результате длительной медитации:

  • Автоматические реакции, которые могут быть осознанными, становятся осознанными. Становятся осознанными все психические реакции и часть моторных реакций. Часть моторных реакций остается автоматической, но осознанно автоматической, не рефлекторной.
  • Объекты ума становятся осознанными и понятными. Сознание отдает себе полный отчет и берет на себя полную ответственность за свои бывшие, настоящие и будущие проявления.
  • Поверхностный уровень сознания очищается. Стихает пустая болтовня ума, останавливаются эмоциональные качели. Ум становится спокойным и уравновешенным.
  • Глубокие уровни ума выходят на первый план. Сознание начинает работать в режимах от ясного мышления до интуитивного прозрения. Становятся понятны причины и последствия любых ситуаций. Можно назвать это состояние сознания ясновидением.
  • Самореференция (обращённость на «я» и «моё») снижается, культивируется переживание всеохватывающей общей реальности, в которой все связано со всем.
  • Нравственность поднимается на уровень понимания и сострадания. Агрессия, страх, желания не имеют больше власти над сознанием. Эмоции остаются, но безусловная власть эмоций над личностью прекращается.

Позвольте мне изложить свое понимание изменений, происходящих в физическом проводнике ума, и рассказать, что такое медитация на уровне материи. Рассмотрим, как изменение феноменов ума отражается на феноменах материи.

1. Вступление. Мозг

Наш мозг состоит из ста миллиардов нейронов (ста миллиардов маленьких биологических процессоров) и десяти в тридцатой степени контактов между ними – нониллиона контактов. Цифра невероятная! Если за единицу принять нанометр, тот, что измеряет межсинаптические расстояния, то десять в тридцатой степени – примерно диаметр нашей звездной галактики, по микрошкале, в нанометрах. Мозг – САМЫЙ сложный объект в известной нам части Вселенной.

Мозг – это многосложный конгломерат, состоящий из огромного числа блоков и систем, связанных между собой. Его структура развивалась в процессе миллионов лет эволюции, и сейчас у человека самый современный инструмент для жизни из всех населяющих планету существ. Это просто гоночный автомобиль последнего поколения.

И этот современный автомобиль все время подстраивается к изменяющимся условиям. Самосовершенствуется.

Такая сложная система дарит нам огромное количество загадок. Множество ученых умов работают сейчас над ними. Согласно современным прогнозам, коннектом – полная рабочая схема нашего мозга – будет составлен к концу этого века. Но когда мы говорим о загадках ума, одна из самых интересных – как возникает человеческое сознание в этом сложном конгломерате узлов и блоков.

Давайте попробуем раскрыть, что такое сознание.

Во-первых, сознание – широкое понятие. Можно выделить три значения этого слова. И все они тесно связаны друг с другом.

  • Сознание в моменте – осознание или осознавание предмета, явления, понятия.
  • Сознание в процессе – поток сознания или рабочее поле сознания. Например, человек в сознании или без сознания.
  • И сознание как некий уровень (про кого-то можно сказать, что он на высоком уровне сознания).

2. Сознание – театр

Вероятно, сознание выделилось и развилось из части ума, ответственной за восприятие. Некая часть этого ума направилась на наблюдателя, наблюдала-наблюдала и – раз! – вдруг выяснила, что наблюдатель – Я. Вот мои лапы, крылья (что там еще), я живой. Тут, вероятно, начали осознаваться и развиваться сложные стратегии выживания. Это оказалось ценным приобретением для сохранения жизни и было подкреплено эволюцией. А затем в поле сознания (самовосприятия) включился процесс мышления, несомненно, тоже очень важный для выживания.

Согласно одной солидной теории, сознание подобно театру.
Какова же сцена театра сознания? Это рабочая память, позволяющая ненадолго извлекать определенные небольшие объемы информации и возиться с ними.
И площадь этой сцены можно увеличить тренировками.

Наше внимание – софит, освещающий эту сцену.
Кстати, свет в зале тоже поддается регулировке.

Нейроны и цепи нейронов – актеры, которые то выходят на сцену, то уходят за кулисы. Свет направлен то на одну часть сцены, то на другую.

Напрашивается вывод. Сцену можно как минимум убрать и помыть. Провести кастинг актеров, поменять декорации, добавить освещения и, вообще, многое переделать.

3. Уровни сознания

Можно сказать, что уровни сознания, вернее, уровни поля сознания (уровни понимания, уровни мышления), – это этапы его эволюции. Вокруг нас живут люди, которые находятся на разных уровнях сознания. И эти уровни сознания – как разные измерения. Сравните мир детей и мир взрослых.

Перечислим некоторые явные уровни взрослого сознания:

  • Животное сознание (оно присуще и некоторым людям), зацикленное на выживании, еде и сексе. На этом уровне могут находиться как отдельные личности, так и большие коллективы. И вероятно, что не все животные на этом уровне сознания находятся сейчас – некоторые переросли его.
  • Сознание, бегущее от боли и жаждущее удовольствий. Норма для многих людей. Может быть нормой для отдельных диких животных (живущих в стаях крупных млекопитающих) и домашних питомцев.
  • Сознание, живущее согласно принятым решениям. Сознание взрослой, зрелой, принципиальной личности.
  • Сознание, руководствующееся высшими принципами. Сверхнорма. Монах, отказывающийся от мира, формально вступает в это поле. Этот уровень не обязательно связан с религиозностью. Ученый, забывающий о себе ради науки, ради поиска истины, – эталонный пример такого уровня сознания.
  • Все четыре уровня просветления, начиная с уровня частичного просветления (сотапана в буддийской терминологии).

Все значения слова «сознание» связаны не только близким смыслом – всё это словно разные проекции друг друга. Изменение одного значения влечет за собой изменение другого. Трансформация в осознавании приводит к переменам в поле сознания, изменения в поле сознания – к метаморфозам в уровнях сознания. Это происходит постепенно. Сначала на сцене меняются актеры, а затем и весь театр переезжает в новое здание.

Теперь рассмотрим, как могут происходить изменения и какие механизмы мозга их поддерживают.

4. Закон эффекта Эдварда Торндайка

Зоопсихолог Эдвард Торндайк в 80-е годы ХХ века проводил опыты с котиками. Он сажал котиков в большую картонную коробку, а рядом ставил еду. В коробке был рычаг, без которого покинуть коробку было нельзя, а с ним – в одно мгновение. Торндайк заметил, что после первого же правильно принятого решения животные очень быстро начинали выбираться наружу. Сделав это наблюдение, Торндайк вывел закон эффекта.

Закон эффекта. Любое поведение с приятными последствиями, скорее всего, будет повторено – в отличие от поведения с неприятными последствиями.

Этот закон распространяется и на поведение человека.
Врачи стали применять закон эффекта для лечения. Была создана терапия отвращения – метод лечения, при котором пациент учится ассоциировать нежелательное поведение с определенными раздражителями. К примеру, алкоголикам дают рвотные лекарства, от которых их тошнит, стоит им выпить. Такой искусственно созданный условный рефлекс отлично работает, поддерживая человека в его желании бросить пить.

Пусть пример грубый, но он ведет нас к решительному и важному выводу. Все наше поведение формируется и поддерживается его последствиями.

На уровне мозга, нейронных цепей без остановки идут активные биологические процессы. Обучение и опыт подкрепляют или ослабляют старые и формируют новые синаптические связи.

Характер и поведение человека меняются в течение его жизни. Это может происходить спонтанно под воздействием внешних условий. Или же эти изменения могут быть спланированы согласно сознательным действиям самой личности.
Это и есть важный выбор каждого.

5. Истоки нравственности

Буквально до последнего времени в нашей культуре существовало представление, что человек по своей сути – грязное животное. Что любой альтруизм и сочувствие чужды его природе. Вся мораль и нравственность – это сливки на поверхности нашей культуры. Религиозные заповеди, как и секулярные законы, служат обузданию эгоистической сущности человека. Позднее эта гипотеза получила название «теория лакировки».

Изменилось это мнение – сначала в научной среде, а затем и в культуре – под воздействием разных исследователей и писателей. Роберт Райт в 1994 году написал свою книгу «Моральное животное» – вероятно, тогда все и началось. Один из самых больших вкладов в разрушение «теории лакировки» внес приматолог Валь де Франс. Наверное, именно ему принадлежит научная слава нового понимания.

Несколько десятилетий он наблюдал за высшими приматами и с уверенностью доказал, что приматам, как, впрочем, и другим высшим млекопитающим, присущи альтруизм и сострадание. Он написал книгу «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов», которая полна иллюстраций научных опытов, показывающих, что животные готовы абсолютно бескорыстно помогать сородичам.

Но почему? Какие у этого есть научные объяснения?
Голландский этолог и орнитолог Николас Тинберген, лауреат Нобелевской премии, исследовал поведение птиц. Он ставил опыты на очень маленьких, новорожденных утятах, их мозг меньше горошины. Но поведение, этих родившихся в инкубаторе утят, было обусловлено сложными рефлексами. Тинберген проецировал на потолок примитивную тень – крестик, двигающийся коротким концом вперед. Утята бежали врассыпную. Когда же крестик двигался длинным концом вперед и не был похож на ястреба в небе, утята не реагировали на этот сигнал. Важное условие: утята были новорожденными и не имели никакого контакта со взрослыми утками.

Николас Тинберген сделал следующий вывод: способом генетической передачи мы получаем сложные модели поведения. И чем сложнее мозг, тем сложнее могут быть генетически заданные рефлексы. Этот вывод безусловно интересен именно в рамках понимания человеческого мозга и генетически заданных моделей поведения человека.

Еще один выдающийся ученый, Джакомо Риццолатти (вероятно, тоже будущий нобелевский лауреат), проводил в Италии опыты на макаках. Он сделал потрясающее открытие – обнаружил зеркальные нейроны. Некоторые цепи нейронов в мозге млекопитающих, проживающих в социальных группах, отвечают за точное копирование поведения других особей. Вероятно, что эти нейроны возникли и закрепились в результате эволюции для подкрепления процесса обучения и выживания. Одна обезьяна берет палку, сбивает банан и сыта. Другая повторяет ее действия и тоже сыта. Так возникли зеркальные нейроны. Но это имеет побочный эффект. Копируются не только действия, но и эмоции, общее состояние. Теперь, когда одной обезьяне больно, другая может осознавать эту боль как свою.

Сейчас можно с уверенностью сказать: наше поведение обусловлено зеркальными нейронами. Сострадание и альтруизм – это естественная реакция нашего ума. Простая нравственная установка «Не делай другому того, чего не пожелал бы себе» возникла у высших животных, живущих в группах.

Вывод из этого очень простой. Человеку не нужно навязывать законов общежития. Не нужно загонять его в узкие рамки. Не нужно сковывать – нужно освободить.

6. Нейропластичность. Возникновение синапсов

Нейропластичность очень интересует современных ученых-нейрофизиологов. Есть множество исследований по этой теме. Об этом написано много книг и журнальных статей с кричащими заголовками. Можно сказать, что это модная тема сейчас. Сегодня не остается никаких сомнений, что наш мозг очень пластичен, причем пластичен в любом возрасте.

Ежедневно в уме образуется около одного миллиона новых синапсов (контактов между нейронами). Это процесс, связанный с обучением и запоминанием.

Ученые наблюдали за процессами интенсивного обучения и зафиксировали: если три месяца учиться жонглированию – уплотнится серое вещество во вторичной зрительной коре, занятой обработкой зрительно-пространственной информации.

Группа британских ученых несколько лет исследовала с помощью МРТ мозг таксистов. Лондонские таксисты посвящают изучению карт Большого Лондона до четырех лет. Результат запоминания большого количества пространственной информации вызывает увеличение объема гиппокампа, ответственного за хранение такого рода сведений и воспоминаний. Было отмечено, что чем больше у водителя опыта, тем выше плотность серого вещества в его гиппокампе.

7. Нейропластичность. Нейрогенез у взрослых и прунинг

Известен факт, что естественным путем ежедневно погибает несколько тысяч нейронов.
Долгое время считалось, что «нервные клетки не восстанавливаются», это даже стало присказкой.

Но в конце ХХ века были произведены исследования (сначала на птицах, а потом и на млекопитающих), позволившие сделать открытие, что нейроны рождаются и умирают в течение всей жизни. Они не так сменяемы, как другие клетки организма (обычная клетка тела живет семь лет). Большинство нейронов остается на протяжении всей жизни человека, но есть сменный аварийный запас и резерв на всякий случай.

В 80-е годы прошлого века ученые проводили опыты на канарейках, позволившие установить, что мозг кенара в брачный период увеличивается для усвоения новых трелей, которые помогут ему завоевать внимание самки. Но сразу после брачного периода увеличившийся отдел мозга сжимается, и кенар забывает выученные трели (всё, как у людей). Тогда этим исследованиям не придали значения.

Позднее, уже в нынешнем веке, в мозгу высших приматов были обнаружены две области, постоянно продуцирующие молодые нейроны из стволовых клеток, – субвентрикулярная зона на латеральной поверхности мозговых желудочков и субгранулярная зона в гиппокампе. В этих зонах у высших приматов ежедневно рождается несколько тысяч новых нейронов. Но (!) выживают только те, которые формируют связи с другими нейронами. На опытах с животными показано, что, если перед мозгом не стоит задач, требующих решения, большинство нейронов погибает.

После того как эта теория была подтверждена в работе с высшими приматами, можно уверенно утверждать, что у человека происходит аналогичный процесс. Более того, сейчас есть данные, что при увеличении нагрузки на мозг (большой объем новой информации, сильный стресс, травма) образование новых нейронов усиливается.

Отмирание и рождение нейронов, создание новых синапсов между ними – не единственные процессы изменений в мозге. Не так давно открыт процесс прунинга. Оказывается, мозг не только создает новые связи, он разрушает старые.

Микроглиальные клетки – уборщики и иммунная защита клеток мозга – играют важнейшую роль в процессе прунинга (в переводе – «обрезка»). Они пожирают нежелательные синапсы, так же как клеточные отходы или микробов. Пока процесс не до конца изучен и полностью не ясен, но с большой долей уверенности можно сказать, что уничтожаются синапсы, которые не используются и понапрасну расходуют ограниченный запас энергии клеток мозга.

Догадки о пластичности нашего мозга, теперь абсолютно несомненной, высказывались еще 100 лет назад. «Любой человек, будь на то его желание, может стать скульптором своего мозга», – утверждал Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1923), основоположник нейрофизиологии как науки, нобелевский лауреат.

8. Постепенное изменение мозга под воздействием практики

Высшая психическая деятельность человека – та, что попадает в поле сознания, – это работа серого вещества – коры больших полушарий. Толщина коры около 3 миллиметров. Кора состоит из трех отделов.
Палеокортекс (древняя) – не очень интересна для наших целей, она отвечает за восприятие и анализ обонятельных образов. Археокортекс (старая) представляет для нас больший интерес, ее основная функция – память. И, наконец, неокортекс (новая) – самый молодой, с точки зрения филогенеза, отдел мозга. Занимает почти всю кору – 96 %. Имеет самое прогрессивное, шестислойное строение. Такое многослойное строение появилось в процессе эволюции только у приматов – лишь они и люди обладают на Земле такой совершенной нервной тканью.

Весь неокортекс состоит из пяти типов зон: первичные сенсорные поля, первичные моторные поля, вторичные сенсорные, вторичные моторные поля и третичные поля.

Первичные и вторичные моторные зоны связаны с другими отделами центральной нервной системы и отвечают за организацию сложных движений.

Первичные сенсорные поля получают прямые входы от сенсоров – зрительных рецепторов, слуховых рецепторов, кожно-мышечных рецепторов, проприорецепторов. Они отвечают за получение образов. Вторичные поля занимаются распознаванием образов. Третичные поля – самые большие в неокортексе (больше половины всей коры). Они связывают между собой моторные и сенсорные зоны и служат субстратом для высшей психической деятельности.

Процесс осознанной медитации вовлекает в работу самые современные отделы нервной системы и может постепенно переводить деятельность ума максимально в эти области. Скорость реакции при этом возрастает.

Можно предположить, что коренным образом изменяется лимбическая система мозга. Под воздействием изменений лимбическая система получает свое отражение, свое представительство в коре головного мозга, в неокортексе.

Что такое лимбическая система?

Лимбическая система отвечает за эмоции, положительное и отрицательное подкрепление. Она связывает кору с эволюционно более старыми отделами мозга – средним, промежуточным мозгом, базальными ядрами полушарий. В этих отделах хранятся и регулируются базовые потребности и эмоции: страх, агрессия, размножение, обучение, родительское поведение, сохранение энергии, выживание, свобода и другие.

Вероятно, постепенно неокортекс перехватывает инициативу. Под воздействием медитации меняются нейронные тракты, мозг начинает в меньшей степени обращаться к структурам лимбической системы, задействованным прежде в процессе мышления: к базальным ядрам, среднему и промежуточному мозгу, гипоталамусу и гипофизу, эпиталамусу и эпифизу, амигдале.

В итоге наш ум все менее и менее становится зависимым от положительного и отрицательного подкрепления. Он освобождается от диктата неосознанного Я, неосознанных желаний и эмоций.

Эти изменения приводят к тому, что все основные процессы мышления происходят и контролируются в поле сознания, в неокортексе. Там же создаются новые центры потребностей и светлая эмоциональная зона. Последние три абзаца – на правах гипотезы.

9. Заключение. Физиология освобождения ума

Для нашего тела в силе одно правило: всё, что тренируется и развивается — держится в тонусе. Всё, что оставляется в покое, – слабеет и отмирает. Энергия расходуется только на необходимые узлы — это принцип выживания.

Наш мозг – физический проводник нашей психики – самая зависимая от этого закона часть тела. Вес мозга в среднем около килограмма, а потребляемая им энергия может достигать 25 % от общего количества. И это притом, что нервная ткань не имеет никакой возможности запасать энергию (в отличие от мышечной ткани, например).

Абсолютно ожидаемо, и доказанные принципы нейропластичности это подтверждают: в мозге осуществляется активная реорганизация вслед за деятельностью, происходящей в нем.

Как конкретно изменяются психика и мозг под воздействием практики?
Постепенно, медленно, под воздействием регулярных упражнений, фокусирующих внимание, происходит процесс освобождения ума и соответственный процесс изменения физической структуры мозга.

Важные слагающие этого процесса:

  • Усилие внимания, мощность длительной сосредоточенности запускает механизм нейрогенеза (рождения новых нейронов).
  • Сосредоточение на осознавании объектов и феноменов приводит к расширению поля сознания, а в конечном итоге – к изменению уровня сознания. Этот процесс возможен при поддержке синаптогенеза (образования новых связей).
  • Прунинг и подавление невостребованных синапсов между нейронами позволяет ослабить животные составляющие ума.
  • Естественное сострадание, естественная нравственность проявляются как качества освобожденного ума.

 

От чистого сердца,

Михаил Власов,

Со-основатель «Вернись другим», инструктор по фридайвингу Molchanovs, практик медитации.



Обсудить







2 комментария

  1. Комментарий от Юлия

    Юлия Добавить комментарий 23.08.2019 к 23:06

    Прекрасная статья!! Очень информативная! Отличная, громадная работа.
    Благодарю!!
    Юлия
    Киев, Украина

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРЕССА О НАС:

Go top