Внутренний космос полон мертвых стереотипов
Дневник 30-дневной медитации. Часть 2
Представляем вашему вниманию продолжение дневниковых записей Михаила Власова с 30-дневного медитационного ретрита, посвященного исследованию феноменов ума в контексте основных идей буддизма.
Начало и словарь терминов в первом материале: Устройство внутреннего космоса >>
26/12/20
Если существует Внутренний Космос, то образ Я – это массивная черная дыра посередине. Цепочка мыслей начинается с любого постороннего объекта, но в итоге быстро притягивается и попадает в центр дыры. Все сводится к Я.
О ком бы и чем бы я не думал. Все мысли о себе. Если это посторонний человек, в аспекте сравнения. Если близкий, в аспекте отношения. Если предмет, в аспекте желания или не желания.
Поэтапное развитие иллюзии «Я» можно представить так:
Я хочу! – Это я? – Я есть! – Я хороший – Я прав – Я в центре всего – Я боюсь смерти и хочу быть вечно.
Искажения, которые дает нам иллюзия «Я», велики ли они?
Пример 1. Человек смотрит вокруг себя и видит все очень ясно перед собой. Но только перед собой, он не видит свой затылок, спину и все, что позади. А так как мир человек видит только через себя, он теряет из виду и половину мира и половину себя. 50% реальности в тени.
Пример 2. Один человек стоит на земле и смотрит в небо, видит звезды, луну и солнце, движущиеся по небосводу. Все предельно ясно, его перспектива точно подтверждает, что вселенная вращается вокруг него. Но второй человек поднялся так высоко в небо, что вышел в космос, и его перспектива другая. Он видит, что все не так. Вселенная вовсе не вращается вокруг его приятеля на земле.
Под воздействием трех типов медитации: самади (концентрации), випасанны (исследования) и сатипаттханы (тотальной осознанности) мозг медитирующего, используя механизмы нейропластичности, трансформирует свои нейросети. Процесс коренных изменений можно представить так:
1) Уменьшается влияние иллюзий и степень искажения восприятия реальности.
2) Сознание укореняется в текущем моменте и действует из состояния «сейчас».
3) Из всех модулей (нейропрограмм) борющихся за контроль сознания, внимание «наблюдателя» становится основным, как бы закрепленным. Эта функция становится безусловной частью сознания и вся входящая информация подвергается отстраненному анализу, позволяя сохранять радостную невозмутимость в любой ситуации.
Изменения происходят не вдруг, а постепенно, понемногу. Но зато они закрепляются после первых же успехов в медитации. Есть или нет в самом конце пути фазовый переход, который называют просветление, неясно. Наверное, он может и не манифистироваться ничем. Просто произошла трансформация нейросетей. Перенастройка привела к тому, что теперь они работают более корректно – выдают более реальную картину, чем назначила эволюция. И главное, страдание перестает быть обязательной опцией. Для радости же всегда есть повод и это позволяет ей проявляться от момента к моменту. Потому что жизнь чудесна сейчас, в этот момент. И в этот момент чудесна. И в этот, она чудо.
27/12/20
3 часа ночи, я лежу на спине с закрытыми глазами и медитирую. Из глубины возник образ, который немного трудно оформить в объяснение. Сначала пришел как бы ответ, за которым сформировался как бы вопрос. Немного непривычно.
Ответ такой. Нечто, что находится за пределами нашего мира и не может в нем проявляться физически, делает в нем отпечаток, как формочка в детской песочнице.
Только формочка невидима, а отпечаток заполняется тем, что есть в физическом мире. В детстве мы делали фигурки из свинца. Для этого нужен оригинал фигурки и гипс или песок. После отпечатку, фигурку можно вернуть другу, она больше не нужна – копия рождается из формы. Так, как будто бы из ничего, в нашем мире появляются: жизнь, красота, нравственность, любовь, разум и высокие уровни сознания.
Я лежу в ночи, во мне горит понимание, и я чувствую, как оно мало-помалу остывает. И мне уже даже немного жаль, я осознаю, что, когда оно остынет, передать, объяснить этот образ у меня не получится.
Но я все же попробую. Наверное, такой порядок проявления будет правильнее: Жизнь – Красота – Сознание – Естественная нравственность (животная) – Разум – Любовь.
Красота возникает сразу, как жизнь оплодотворяет кусочек космоса. Сознание возникает в примитивной, животной форме и развивается постепенно. Естественная нравственность возникает у высших стайных млекопитающих. Разум начинает расцветать у высших приматов, а затем у человека. Любовь потенциально возможна у человека, но мы пока только догадываемся, что Любовь есть. Мы на нее уповаем и прозреваем ее божественный принцип.
В этой цепочке отражается структуризация неживой материи, через живую в сверхживую, духовную.
28/12/20
Весь ретрит — это попытка осознавать реальность от момента к моменту. Все сидячие и динамические медитации – подготовка ума для практики сатипаттханы. На предыдущих 3-х (!) ретритах и на этом уже 15 дней – я все раскачиваюсь. Очень сложно включить осознанность. Но сегодня что-то получается.
Удается в сати четко осознавать момент формирования намерения (иногда) и осознавать объекты ума и чувства вне медитационного зала (тоже иногда). Сразу становится ясно, что вся работа была как раз для этого. Начинаешь понимать насколько ты автоматизирован. Автоматические движения – это ладно, это хорошо. Но приходящие решения, как и другие мысли – тоже стереотипы. Один стереотип цепляется за другой. Внутренний космос полон мертвых стереотипов. Можно ли, осознавая это, вернуться к жизни?
Сегодня ранним утром «опять двадцать пять». Проснулся в три, сначала ничто не предвещало. Ум кристально ясен, сфокусирован и пуст. Медитировал лежа, затем сел на подушку в 4.30, как обычно. Началось не сразу. А затем как лавина. Постараюсь по порядку. Сначала к понятиям.
Ум – вся совокупность простых и сложных проявлений, эффектов (феноменов) нервной ткани в теле.
Сознание – командная надстройка над огромными мульти-нейросетями ЦНС. Так как система невероятно сложна, эволюции потребовалось ее упорядочить. Для организации и оптимизации деятельности вовне, у животных возникает сознание. Эта надстройка, эта супер-сеть подключена к модулям потребностей, памяти, восприятия – ко всем разделам мозга. Эта супер-сеть берет на себя конечное управление — 200 миллионов лет назад формируется современная лимбическая система с эмоциональными управляющими триггерами. Мозг животных продолжает постепенно усложняться, соответственно усложняется надстройка. Позднее в системе появляется осознавание субъектности и осознавание времени. Постепенно сознание получает второй уровень управления – решение на основании понимания (а не эмоционального импульса). А затем, около 2-х миллионов лет назад, у наших предков возникает сложная коммуникация – язык. Взрывной рост ГМ – это появление языка и появление разума. Одно невозможно без другого. Разум запрограммирован на этом языке и его интерфейс – Картина Мира, прошитая в ассоциативных полях затылочной, теменной и височных долях неокортекса.
Так эволюционно развились системы, язык сыграл ключевую роль в этом становлении. Сознание субъектности нашло свое место в Картине Мира, но случился косяк. Виртуальная проекция субъекта в Картине Мира, мы называем эту проекцию Я, получилась гипертрофированной. Она буквально заслоняет собой половину виртуальной Картины Мира, в которой каждый из нас живет. Программисты знают – баги (ошибки программного кода) случаются, их вычищают и исправляют. Но здесь эволюция мощно поддержала этот баг, он положительно влиял на размножение. Можно сказать, что буддизм – восстание против природы для исправления индивидуальной Картины Мира и позитивной трансформации ума. Буддизм – бескомпромиссный поиск истины для личного освобождения.
Раз за разом я возвращаюсь к мысли, что Будда не имел ввиду, что у человека нет Я. Так он объяснял концепцию грандиозного искажения виртуальной проекции себя, в своей Картине Мира. Если попытаться просто объяснить такую сложную концепцию, не прибегая к современным научным понятиям, поймут немногие. И есть большой риск неверных интерпретаций. «Я» совсем не то, что человек себе представляет. Того «Я», кого выдумал себе человек, его нет. Вот мне кажется, как можно понять посыл Будды.
О душе. Все зависит от того, что называть душой. Если это психика человека, то ее просто нельзя отрицать. А если это контейнер, содержащий что-то не принадлежащее материальному миру и передвигающийся из одного воплощения в другое? Многие буддисты, даже большинство согласны с концепцией души (несмотря на слова Будды). В тибетском буддизме одна из самых важных практик – подготовка к переходу из этого мира в иной.
Если прямо говорить, что у человека есть душа или что-то близкое, многие скажут, ну вот, это и есть «Я». Отрицание «Я» потеряет смысл. Сознание тех времен было слишком религиозным. Затрагивая вопросы о Боге и душе, сразу формируешь форму религии. А Будда, вероятно, не хотел создавать очередную сказку. Он старался донести Истину и не говорил о том, что считал вредным.
Еще один постулат буддизма «дукха» (жизнь — это страдание) выражен очень ярко, чтобы яснее донести суть. Чтобы показать, что мы все живем в иллюзии и поэтому страдаем чрезмерно (хотя и ребенку ясно, что в жизни есть разные наполнители). Посыл этой максимы – «преодолей страдание».
29/12/20
Наблюдения. Сейчас, когда сати (осознанность от момента к моменту) растет, четко видно, что она прикреплена к кратковременной памяти или даже память является ее частью (может быть кратковременная память и есть тот отдел, из которого эволюционно родилось сознание). Наблюдая разные объекты (мысли, звуки, зрительные образы), понимаешь, что все выстраивается «в очередь» в одном поле, а не в разных «дверях восприятия». Эта очередь имеет функцию «прокрутки» вперед-назад, можно осознавать все точно. Даже если происходят наложения объектов – можно все распутать.
На длинных интенсивных ретритах становится понятно, чем притягательна медитация, не только же изматывающей дисциплиной, болью и ограничениями. Идея очищения – здорово! Но эта морковка впереди. А сейчас? А сейчас (на 15-й день ретрита) медитация дает очень глубокий покой и безмятежность. Когда растет концентрация, ум фокусируется на объекте, успокаивается. Сознание становится подобно огромному пустому безмятежному космосу – эти минуты становятся действительно притягательны.
Я мог бы сравнить этот статус ума со статусом ума под водой: тишина – покой – равновесие между мирами. Фридайвинг и глубокая медитация очень близки. Отличие в том, что в медитации почувствовать этот вкус покоя сразу же невозможно, нужно серьезно потрудиться, не обращая внимания на то, что спина ноет, лапы и хвост отваливаются. Я нашел такое долгое устойчивое самади только на 20-дневках, на 10-дневках такое состояние у меня возникало очень кратковременно.
Три постулата буддизма – опять мы возвращаемся к корням.
1) Аничча – «все не постоянно» — самый бесспорный с западной точки зрения постулат. Для Европы эта мудрость не новость, книга Екклесиаста включена в христианский Ветхий Завет повествует о том, что «все суета сует и ловля ветра», датировка этого текста 600 – 500 лет до нашей эры, и это примерно время жизни Будды. Ученые предполагают, что этот текст берет начало в еще более древних египетских источниках, но наверняка, конечно, это неясно.
Интересно то, что Екклесиаст будучи философом, вероятно, был атеистом. В его книге есть такие строки «Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (3:19). Похоже, что он не верит в иудейское Царство Божье. Авторство книги приписывают царю Соломону, что тоже неизвестно доподлинно, но есть легенда, что Соломон носил на пальце кольцо с надписью «и это тоже пройдет».
2) Анатта – отсутствие «Я». Здесь, наверное, важен культурный контекст и аспект понимания. Мышление 2500 лет назад на территории Индии было очень мифологизировано. «Я», можно предположить, представлялось как некое «семя», которое перерождается в разных мирах и в различных телах. Люди в это верили, они так понимали мир. Концепт круговорота сансары, вероятно, берет свое начало из анимизма, из смены дня и ночи, жизни и смерти, посадки и сбора урожая, испарения и конденсации и других явных круговоротов.
Сейчас у нас иное понимание «Я», для нас — это синоним сознания. А для слушателей Будды нет, Будда подробнейшим образом структурирует и объясняет устройство ума и характеристики сознания. А также он постулирует, что никакой неизменной, вечной структуры, которую можно было бы назвать «Я» — у человека нет. У человека есть только представления о себе, которое иллюзия.
Но совсем от перерождения Будда не ушел. Он сказал, что после смерти перерождается изменяемая в каждом воплощении структура, он назвал ее санкара. Мы, наверное, могли бы назвать ее «жажда жизни» — индивидуальная, отточенная желаниями всех прожитых. То есть некая информационная матрица, как сейчас могли бы сказать. Это похоже на корректировку идеи переселяющейся души, но не полную отмену этой концепции.
3) Дукха – “страдание или неудовлетворенность присущее жизни”. Здесь тоже важен контекст. Мы живем в модели мира, в котором можем примерить чаяния, желания, состояния других людей на себя. Мы знаем, что «Богатые тоже плачут», а самые богатые горше всех. Потому что, если у тебя все есть, но ничто не радует, это предел, выхода нет. Раньше понимание было короче, все не были так связаны друг с другом.
Простой человек смотрел в свою жизнь, была она трудна, болезненна, полна хлопот и иногда бед. Но каждый смотрел на это все и думал «Да, это все не слишком хорошо, но это временно и только у меня. Мне просто не повезло сейчас. А вот за рекой люди живут – в молоке купаются. А в городе в парче ходят и счастливые улыбки блинами вытирают. А уж в высших мирах – каждую секунду только высшее блаженство и счастье».
Будда сказал – нет, это не так. Основа любой жизни – неудовлетворенность. И она на всех одна – и в царских палатах, и в чертогах богов на седьмом небе. Даже в 21 веке, несмотря на медицину, свободу нравов и тотальный комфорт – мы хорошо понимаем, что он имел ввиду. Мы никогда не удовлетворены тем, что есть, а счастье наше эфемерно и живет короткой жизнью бабочки.
30/12/20
Проснулся в три, выспался.
Наблюдения. Практика сати становится интересной. Она как будто несет какое-то новое качество жизни, наполненности, новизны. Появляется стимул улучшить, придумать что-то. Любое действие хочется довести до идеала. Сати мотивирует выдумку.
Анатта. Возвращаясь к вчерашней теме – отсутствию «Я». Нет вечной, перерождающейся, неизменной души (хотя, что-то есть), нет единого, принимающего решения, центра. Представление о себе – иллюзия. Будда это открыл и задекларировал. Далее он предложил 3 техники для преодоления иллюзий, невежества и страдания, для достижения истины. Медитирующие буддисты практикуют эти техники: самади – концентрация, випассана – интуитивное прозрение, сатипаттхана – осознанность от момента к моменту.
Вершина буддисткой практики – сати (сатипаттхана) – самая сложная и самая действенная. Практиковать сати без подготовки невозможно. Сначала необходимо достигнуть некоторого уровня в самади и распределении внимания на нескольких объектах. Когда сати начинает получаться, приходит понимание, что именно эта практика потока, формирует то, что мы сейчас и можем назвать «Я». Осознанного, дающего себе отчет во всех действиях, субъекта. Сати формирует того, кто выбирает осознанно, а не реактивно.
Любопытно что, с современной западной точки зрения, Будда как бы говорит – «Я» не существует, но его можно создать с помощью вот этой техники. Парадокс.
На нейрофизиологическом уровне это выглядит так: сознание, надстройка над всеми основными структурами (сетями), практика сати создает контроллер в этой надстройке. Теперь вся жизнедеятельность проходит проверку и оценку.
Этот контроллер потребует от сознания дополнительной мощности, сознание же априори имеет ограниченный резерв мощности. Вероятно, для того, чтобы максимально быстро принимать решения. Для этой задачи нужно, чтобы система была по возможности простой, с учетом низкой скорости передачи сигнала в нейронах (от 50 см в секунду, скорость смешная по сравнению со скоростью передачи сигнала в электронных приборах). Обработка сигналов в мозге происходит на разных уровнях и везде сигнал проходит и электрическую и химическую фазы.
Как получить дополнительную мощность для контроллера сознания? Это возможно, но такая переналадка, усовершенствование с применением всех принципов нейропластичности требует много времени и сил. Но именно так формируется следующий уровень сознания.
31/12/20
Дукха (страдание).
Медитационный ретрит — это много анализа своих мыслей. Смотрю я на свои мысли и думаю – «несчастный я человек». На общем очень спокойном фоне ума, в красивом месте, в комфорте, мой ум порождает то, чем трудно похвалиться. Примерно половина (!) объектов ума полируют концепцию «Я» в настоящем, прошедшем или будущем. Еще примерно четверть – тревога, сомнения, беспокойство и изредка даже страх. Некоторое количество нейтральной информации (биология, философия) и совсем чуть-чуть мыслей, заряженных позитивными эмоциями. Недостаточно, чтобы сдвинуть стрелку баланса эмоций хоть немного к нейтральной позиции. То есть в лабораторных условиях, в стерильной атмосфере мы имеем базовый легкий негативный фон. Сама медитация служит щитом, на ретрите можно наблюдать ум без опаски – фон как бы есть, а негатива как бы нет. Или так, понимаешь, что вроде негатив есть, но это тебя не касается. Но факт есть факт.
Все потому, что негативная информация признается умом как более ценная для выживания (так распорядилась эволюция), поэтому негатив всегда в фокусе. В обычной жизни, чтобы почувствовать освобождение от этого фона, нам нужно добавить яркой краски. В ход идет все: вкусная еда, напитки, развлечения, даже препараты и так далее. Есть более безопасные решения – хобби, спорт. Но самые настоящие решалы – любовь, творчество и красота. Эти мощные течения изменяют настроение кардинально. Человек безусловно счастлив, когда он любит, когда творит и когда смотрит на красоту. К чему это я? Опять хочу заглянуть в общество, где зародилась буддистская концепция.
Там и тогда выравнивать свое настроение было почти нечем. Спорт и хобби вряд ли были широко распространены. О любви, если она у кого случалась, слагали сказки и легенды. А выходили замуж и женились по решению родителей и астрологов. Творить немногим доводилось, в основном все сеяли и жали. Сажали и собирали. Красота была всегда, но тут как повезет, и место важно и глаз смотрящего.
Да, дружнее жили, помогали, больше общались, праздники были. Но все же, без любви и творчества череда дней была скорее негативом, особенно после 20-30 прожитых лет, когда свежесть восприятия ушла, а на смену пришли болячки.
Тогда, 2500 лет назад, жизнь была с большей вероятностью страданием. Когда сдан такой расклад – просветление хороший выход. Нужно ли людям просветление сегодня? Может достаточно хороших антидепрессантов? Ведь путь к просветлению это большие энергозатраты, очень много времени, а результат не гарантирован. Может быть нравственность, дружелюбие + все блага и удовольствия цивилизации + практика буддистской медитации для периодического очищения сознания, но без кардинальной трансформации, и есть оптимальный путь нашего века? А поиск Просветления — для самых отчаянных Одисеев, тем, кто по-другому не может? Может быть.
Поздно суетиться, мы все уже родились – теперь мы все умрем.
1/1/21
Как если бы сильно затекла спина от длительного сидения, болят ноги, шея и очень хочется поменять позу, так в прежние века уровень несчастий и страданий гнал как палкой людей на духовный путь преодоления несчастья. Затем отгремели большие войны, общество прониклось идеалами гуманизма, медицина нашла мощные обезболивающие. И все это, вероятно, повлияло на тенденцию, в частности, на снижение интереса к религии на Западе и отсутствию большого количества просветленных мастеров буддизма на Востоке. Возможно, теперь и христианский и буддистский взгляды должны пережить трансформацию.
Может быть буддизм станет менее радикальным. Сейчас он действительно лишь для отчаянных сорвиголов, готовых сутками сидеть со скрещенными ногами для остановки колеса сансары ради спасения всех живых существ, и это во время начала трансляции полуфиналов и финала ЧМ по футболу.
Но если бы действительно искать освобождения, какой выбрать путь? Я бы посоветовал ретрит учителя Гоенки. Это гениальный старт, мне кажется. Первичная телесная осознанность и концентрация внимания, стоит пройти пару-тройку 10-дневных курсов (а может и больше). Затем для развития концентрации и распределения концентрации я бы посоветовал поехать в Таиланд, в монастырь Ват Чомтонг на 20-дневку. Очень мощно собирает. Следующим шагом я бы советовал обратиться к технике мастера Махаси Саядо – этот следующий уровень включает предыдущие плюс важную работу с объектами ума. Можно поехать в ретритный центр Пандитарама в Рангун или Лумбини. Думаю, что 20-дневка может хорошо сработать.
Часто бывает сделаешь что-то, а потом, задним умом понимаешь, надо было сделать не так. Вот так было бы лучше. Любопытно, но сейчас я порекомендовал то, что прошел сам, и последовательность, и центры. А попал я туда интуитивно, по наитию. Даже случайно. Так вышло, что именно в эти центры только я и мог попасть, согласно моих возможностей, отпущенного времени и местоположения. Я не был знаком заочно с техниками, но это оказалось попаданием в десятку. Одно из двух, или провидение следит за мной, или мне только кажется, что я понимаю предмет. А на деле, я вижу только немножко, не могу ясно видеть цель, принимая за цель что-то знакомое.
Что дальше? Дальше следующий уровень – серьезный ретрит сатипаттханы, может месяц, может два месяца. Где, пока не знаю, надо искать. И этот ретрит покажет, есть ли решимость идти дальше, потому что путь будет неблизкий, на годы. После этого ретрита сатипаттханы будет ясно, с чем придется столкнуться, какие будут сложности и сколько будет работы. Решение будет непростым, но взвешенным. Каким бы ни было решение, путь стоящий и никакие усилия не пропадут даром.
Изменения практики. Я заменил один час динамической медитации на йогу (теперь в какой-то день 2 йоги), а следующий день на бег. Теперь через день или 2 динамические медитации в асанах или 1 динамика в асанах + динамическая медитация на бегу. Бег отлично концентрирует ум. Внимание фиксируется на движении ног и дыхании одновременно. Осознанная йога тоже прекрасно укладывается в ретрит. Суть ретрита не в том, чтобы задолбать себя нудными упражнениями, а наоборот, максимально включить осознанность, а разнообразие упражнений не даст устать и потерять энтузиазм. Не важно, что осознавать, важно как.
Конец второй части.
Продолжение завтра. Далеко не расходитесь.
Первая часть: Устройство внутреннего космоса >>
От чистого сердца,
Михаил Власов
4 комментария
Комментарий от Анна
Анна 26.05.2021 к 11:15
Благодарю за этот текст! Я сама словно прошла с вами ретрит и все описанные состояния. Все очень вовремя случилось, сейчас жизнь мне создала все условия для таких осознаний, «без отрыва от производства», так сказать)) Михаил, у вас дар проводить через слова довольно непростые понятия и состояния, пишите, делитесь, это очень нужно!
Комментарий от admin
admin 27.05.2021 к 06:30
Спасибо вам, Анна
Комментарий от Галина
Галина 08.06.2021 к 23:39
Прочла много литературы, но, абсолютно неожиданно, в дневнике Михаила, кое-какие вопросы для себя открыла. Благодарю, что делитесь!
Комментарий от Liada
Liada 04.07.2021 к 01:08
Спасибо, за текст вам обоим !