Я с опаской проводил свой первый самостоятельный ретрит (без наставника). Дело было чуть больше года назад. Перед ретритом у меня было много сомнений, но ковид не дал мне другой опции. Он строго на меня глянул и сказал «бери что есть, или так, или никак».
Я запланировал тогда длинный, 30-дневный, ретрит в ретритном центре (то есть в подходящей обстановке) и он у меня получился. Персонал за мной ухаживал и не отвлекал. Большой медитационный зал настраивал на серьезную работу. Живые джунгли с лопочущими ручьями, просторные рисовые поля и три величественных вулкана-молчуна – все окружение создавало рабочий настрой.
Пройдя до этого несколько десятков ретритов (примерно два с половиной — три десятка, если честно), я наконец понял, что искреннее стремление, основанное на нравственности, чистоте и сосредоточенности, само поведет в нужную сторону. Внешние рамки нужны до какого-то момента, они могут направить на первых шагах. Но затем, наступает момент, когда эти же рамки могут ограничить, а не поддержать.
Этот длинный интенсивный самостоятельный ретрит дал мне смелости и уверенности в своих силах и в том пути, который я когда-то выбрал. А теперь, можно сказать, он выбирает и направляет меня.
В тот раз из двух обязательных (как мне казалось) условий: правильного места и правильного наставника, я отказался от одного, от наставника. А можно ли отказаться и от второго — от подходящей атмосферы? От изолированного ретритного центра? Вопрос был открытым. Я ответил на него маленьким 5-дневным ретритом, который запланировал и провел у себя дома на прошлой неделе.
Несколько условий
- Я был дома в полном одиночестве и думаю, что это условие лучше соблюсти. Несмотря на то, что я сам готовил и убирал, это позволило мне оставаться все время на рабочей волне глубокой практики.
- Я не мог полностью выключится из своей основной работы, было несколько срочных процессов. Я выделил час времени специально для деловой переписки и решения всех срочных вопросов.
- Так-как ретрит был короткий и без тотального погружения, понимая, что я вряд ли зайду сейчас в состояние поглощения, я решил не ограничивать свой сон, а спать полноценно, по 7 с половиной часов. Ложился в 10 вечера и вставал в 05.30 утра, по будильнику.
- Утром после часовой статики (неподвижной сидячей медитации), одним днем я выбегал на 8-ми километровую привычную пробежку и поддерживал осознанность в своем теле согласно правилам динамической медитации. А другим днем я разворачивал коврик и делал полуторачасовую сессию хатха-йоги, также, согласно правилам динамической медитации.
- Затем в течение дня я чередовал статику (медитация в позе сидя) и динамику (медитация при ходьбе) по одному часу, по очереди, примерно 8 часов в день.
- Я старался так же, как и в интенсивных медитационных ретритах, поддерживать осознанность от момента пробуждения – до момента засыпания. Даже если проснулся ночью.
- Время на готовку завтрака и обеда, как и само время еды, я зачел как время отдыха (не отпуская фокус осознанности, в том числе к объектам ума).
- В отличие от строгих монастырских правил, где всю еду нужно обязательно закончить до полудня, я пользовался более мягким графиком. Я завтракал после пробежки или сессии йоги, и затем обедал в 2 часа дня. То есть ел так же, 2 раза в день, но примерно на 2 часа позднее, чем в радикальном ретритном центре (отмечу, что я и вставал на 2 часа позднее).
- Вечером я выходил на молчаливую часовую прогулку по рисовым полям, также соблюдая правила динамической медитации.
- Я заранее составил себе распорядок дня и старался его придерживаться по часам, это задавало правильную динамику.
- После вечернего осознанного душа я выделил время, около часа, для чтения. Для ретрита не подходит обычное светское чтение, абы каких авторов. Я взял проверенный концептуальный текст по философии и практике южной ветки буддизма. Чистый источник – крайне важное условие.
Главный вывод
Самый главный вывод, который я сделал– такой «полуинтенсивный» ретрит совсем другой тип работы. И он нужен также, как и глубокое погружение на интенсивной программе в специализированном центре, когда медитируешь по 20 часов в сутки.
В чем разница?
Когда на интенсивном ретрите медитируешь погруженно и непрерывно, то можешь отметить две явные последовательные фазы. Первая — ум беспокоен и все время блуждает. Вторая – ум спокоен, малоэмоционален, сосредоточен и послушен. Переход из первой во вторую фазу у меня достаточно короткий (может быть, по причине длительной тренировки).
Я считал это абсолютной нормой и достоинством. Но теперь я увидел, что переходная фаза, когда ум послушен и сосредоточен, но не полностью спокоен – тоже очень важна сама по себе. Именно в этой фазе можно глубоко исследовать свои процессы мышления и ясно понять архитектуру и принципы своего внутреннего мира. Полезно как-бы балансировать на краю того глубокого погружения в себя, когда процессы ума уже затихают сами собой. Это очень важная рабочая фаза, а вовсе не переход.
Иными словами, ретрит который включает в себя:
+ достаточное количество часов интенсивной медитации (более 6 часов),
+ практику осознанности в течение всего времени бодрствования,
+ ограниченное время (1-2 часа) на обычные рабочие процессы и деловую переписку,
+ 1 час чтения философской концептуальной литературы,
может быть исключительно полезен для работы с объектами ума. Он может быть даже более эффективен (в определенном аспекте), чем интенсивный ретрит, за счет непосредственного исследования себя в соприкосновении с потоком рутины и ее воздействием.
Можно сказать, что интенсивный ретрит в центре – для очищения ума и для включения глубокой интуиции. «Полуинтенсивный» ретрит, в том числе в домашних условиях, – для исследования закономерностей ума, ясного осознания разных состояний ума и уравновешенной работы с эмоциями, которые в таких условиях более проявлены.
Заключительные выводы
Для себя. В очень глубокое состояние в этом ретрите я не зашел, но все же был рядом (неожиданно для себя) с состоянием поглощения (Особое состояние сознания, когда объекты ума перестают возникать, а концентрация близка к идеальной. Состояние сопровождается чувством комфорта). И испытывал его периодами, начиная с четвертого дня, отмечая особые эффекты в теле и полную концентрацию ума.
Для всех. Мне кажется, что такого рода программу можно устроить когда:
- Есть четкое понимание техники медитации, опыт сосредоточения и возможность импровизировать, основываясь на глубоком знании.
- Уже есть наработанная привычка к ретритной дисциплине. Когда провел много часов в ретритных центрах, ограничивая себя, тогда самостоятельная интенсивная работа дома не будет связана с чрезмерным напряжением и будет продуктивна.
Пусть все существа будут счастливы!
Михаил Власов,
Инструктор по фридайвингу,
Практик медитации с 20-летним стажем,
Организатор ретритов Вернись другим
БЛИЖАЙШИЕ РЕТРИТЫ
31 декабря 2022 — 7 января 2023: ретрит молчания на Новый год, Бали >>
Leave a reply