Медитационные хроники, Или 20 дней полного сознания
Судьба естествоиспытателя привела меня в монастырь в северном Таиланде на 20-дневный медитационный ретрит осознанности. И ретрит этот оказался с подвохом. В смысле не с подводным охотником, а с неожиданным для меня финалом.
В западном мире понятие ретрит в новинку, а в Таиланде и Бирме этой традиции тысячи лет. Нет, не монахи, обычные люди приезжают в монастырь, для того чтобы получить практику Будды от учителя. Каждый уважающий себя человек, хотя бы раз в жизни должен пройти длительный ретрит — не менее 30 дней.
Многие регулярно приезжают в монастырь, считая это благим делом. Здесь организован постоялый двор с кельями для мирян, большой зал для еды. Все должны поддерживать тоже расписание дня, что и монахи. Подъем ранним утром в 3.45, питание дважды в день в 6 утра и в 11 утра. Есть после полудня не разрешается. Все время с раннего утра до 22 часов занимает практика.
Для иностранцев работает международный департамент. Меня встретил помощник учителя — американец Ривер. Я так до конца ретрита и не решился спросить настоящее это имя или выбранное.
Сначала Ривер показался мне больше похожим на футбольного фаната, чем на медитатора. Но чем лучше я узнавал его, тем больше проникался мыслью, что внешняя форма может очень отличаться от внутренней. Вероятно, его прежняя жизнь была совсем другой, тем сильнее я восхищен переменами, которые произошли в этом человеке. Внешность крокодила скрывала очень внимательную душу.
Его настоящим, искренним желанием было помочь и объяснить. Без фальши, без перегибов, с дружеской улыбкой он всегда проявлял заботу. И нужно понимать, что никаких мирских стимулов для этой «работы» просто нет. Никаких денег эта должность не приносит. Карьеры тоже. Помощники учителя в прямом смысле работают за еду.
А учителем оказался очень колоритный дядька Кун Танат. Вот так я себе и представлял учителя. Образ точно соответствовал ожиданию. Разве, что английский язык был неожиданно для азиата чистым.
Мы не разговаривали на личные темы, но он, наверняка, имеет высшее образование. Женат на американке. Смешливый такой, выглядит молодо, лет на 50 с хвостиком. А оказалось — 75 лет. Как сказал Ривер «потому что медитирует». Настоятелю монастыря уже 93 года и он еще передает практику сам. Его учителю глубоко за 100 лет и он тоже пока выглядит неплохо.
Начиналось для меня все очень понятно. Расписание дня — не в новинку, многими часами медитации тоже не удивить. Вот уже как 15 лет я стараюсь посещать медитационные ретриты один раз в год. Получил ключи от своего кути – маленького деревянного домика и сразу его полюбил. Размер 2,5 на 3,5 метра с тремя окнами, дверью и тонюсеньким матрасом на деревянном полу (думаю, даже наматрасник мог бы быть упитаннее). Из электрических прелестей — свет, вентилятор (днем без него не выжить) и электрический чайник. Горячая вода из чайника была очень кстати. Утром было достаточно прохладно.
Я переоделся в белое, по форме монастыря, и отправился на первый инструктаж.
Практику, которую поддерживают в монастыре — сатипатхана (випасана) в традиции тхеравады, южной ветки буддизма. Эта ветка старалась сохранять чистую традицию, передавая от учителя к ученику только технику и слова Будды. Она отличается от махаяны, северного, тибетского буддизма, который был сильно изменен (очень давно) действием религии бонпо, царившей в Тибете до буддизма.
Практика тхеравады не приемлет кастовости, она для всех. Это только медитация и не только для монахов, но и для мирян. И никакой магии.
На протяжении всего ретрита Кун Танат ежедневно разговаривал со мной. Спрашивал о практике, давал задания на следующие сутки. Это очень вдохновляло. Так как у меня была значительная подготовка, меня форсировано вели по заданиям и уже на 5-й день я практиковал то, что новички обычно достигают к концу ретрита.
Если не вдаваться в мелкие детали, то медитационных упражнений было 3 и они каждый день усложнялись. Первое упражнение – осознанный поклон – 3-5 минут внимательных осознанных движений телом и руками – медитация в движении. Второе упражнение – осознанные шаги и осознавание всех входящих в контакт объектов – еще одна динамическая медитация, 1 час. Третье упражнение – сидячая медитация наблюдение за дыханием, текущим моментом, за всеми входящими объектами, положением тела и ощущениями в теле, еще 1 час. После 2-х с небольшим часов медитации можно сделать короткий перерыв.
Все движения, положения тела, объекты ума, ощущения всего происходящего должно быть вербализовано, устно, про себя. Все детали фиксируются словом. Почему? Я думаю потому, что сознание связано с языком. Вероятно, что язык и является творцом нашего человеческого сознания. То что мистики называют Логосом. То есть обезьяны «договорились» до того, что стали людьми. Вернее в отдельно взятой популяции возникла необходимость в более сложной коммуникации. Условия стали более сложными и требовали все более и более изощренной связи, не только звуков опасности или удовольствия. Но и передачи каких-то отвлеченных понятий. Язык постепенно развивался, так все и случилось. Возникновение языка повлекло за собой усложнение и увеличение головного мозга, его перестроила не свойственная животным тренировка. Семья Адама и Евы вышла из рая. Так человек отделился от животного, хотя и не перестал им быть. И цель современных людей преодолеть свою животную природу, стать человеком, хотя бы больше чем наполовину.
Что, вообще, такое медитация?
Все медитации можно условно разделить на 4 типа. Они дополняют, поддерживают друг друга и постепенно от уровня к уровню перетекают друг в друга.
1. Медитация сосредоточения – концентрация внимательности
2. Медитация осознанности – концентрация бдительности. Она возможна только когда накоплена уже внушительная концентрация внимательности. Теперь внимательность распространяется на много объектов сразу.
3. Медитация прозрения. То что на западе слышали как дзен. Для такой медитации нужен еще более подготовленный ум — проясненный, отточенный, осознанный. Такой ум может выдавать ответы не продиктованные логикой, но отражающие истину. Это уже порог ясновидения и просветления.
4. Метта медитация, то что западный ум называет молитвой. Пожелание счастья и благ всем живым существам.
Все медитации служат конкретной цели – постепенному просветлению через естественный процесс тренировки внимательности. Важным аспектом практики является непривязанность, ни к объектам наблюдения, ни к самому наблюдению. Проще говоря, если вам нравится то, что вы наблюдаете или сам процесс наблюдения – это не медитация, вы в плену привязанности.
Первый этап – медитация сосредоточения, то что на языке пали называется самади. Это просто, это все то, что мы привыкли называть медитацией. Сосредотачивать внимание можно на предмете, на явлении, на образе, на ощущении, на звуке, наконец.
Второй этап – медитация осознанности, тренируется упражнениями возвращающими в текущий момент. Теперь сконцентрированное внимание распыляется, расширяет фокус на всю сферу восприятия человека: положение тела в пространстве и его движение от момента к моменту, ощущениях тела, состояние ума в текущий момент и все объекты ума, все что приходит в голову: образы, звуки, вкусы, запахи и все что рождается вследствие этих раздражений. А так же все мысли: воспоминания, мечты, воображаемые картины и ситуации, чувства и все-все-все. Безусловно, неподготовленное внимание не может справиться с такой лавиной информации одномоментно. Но все постепенно тренируется. Проговариваем все, что делаем. Осознаем все свои действия, эмоции, потребности, мысли и проговариваем «про себя». Раз за разом – упражнение на фокус – упражнение на расфокус прокачивают «мышцу осознанности». Весь день может быть медитацией, главное – БЫТЬ В ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ.
Человек и созерцатель, и делатель одновременно. Внимательность важна, но осознанность важнее. Осознанность можно назвать объемной медитацией. Первый этап — собирание внимания, второй этап — расфокусировка внимания. Без первого этапа второй просто невозможен. Если хозяйке нужен уксус для салата, она возьмет уксусную эссенцию и разбавит ее водой. Если эссенции нет, сколько воды не лей, уксус не получится.
Каждый день я практиковал в монастыре все типы медитации. Концентрация внимания у меня была такая, что сначала по совету, а потом по требованию я ее снижал. Иначе звон стоял в ушах такой, как будто я рядом с колокольней утром в православный праздник. А после того как на 4-й день у меня случилась самба с треском в ушах и неконтролируемыми конвульсиями, учитель потребовал вообще не концентрироваться. Просто знать поверхностно, что именно я делаю, но стараться не уделять внимания конкретному упражнению. Стараясь расфокусировать внимание на все воспринимаемые объекты, практикуя осознанность. Это тоже для меня было не слишком сложно. Узнал о себе много нового. Создал каталог мыслей, приходящих в голову. Узнал где, в основном, находится мой ум от момента к моменту. Очень интересное и полезное знание.
Вот медитация прозрения у меня не получилась плодотворной. Кун Танат сначала давал мне ежедневно вопросы, потом, наверное, понял, что мой ум пока слишком рационален. Но ясное понимание некоторых вопросов практика подарила. Кое-что я включаю в этот текст.
И конечно, медитация метты. Мне весь ретрит казалась она сильной и творческой, не мог нарадоваться. Но в конце все перевернулось с ног на голову. В моем кути жили очень злые муравьи. Я таких злых не встречал еще. Может они голодные, может их жара донимала. Они приходили ко мне в 11 дня и гостили до 16 обычно. Как только они встречали любую мою часть тела, они немедленно кусали. Я терпел, они кусали. Мелкие такие, рыжие, больнючие муравьи. Я не понимал, они едят меня с голодухи, что ли? Но потом, в конце ретрита я рассказал об этом Кун Танату. Он спросил:
— Ты их убиваешь?
— Нет конечно.
— А ты им добра желаешь, как всем живым существам, метту им посылаешь?
— Тоже нет, я переживаю боль и чешусь.
— Это неправильно. Когда тебя кусают, ты должен посылать метту.
Результатом я потрясен. Муравьи не перестали приходить, но кусать меня они перестали. Как только я чувствовал муравья на себе, я посылал метту всем муравьям и они мирно уходили. Честно говоря, если бы мне кто рассказал такое, я бы… ну, вы сами понимаете.
Несколько мыслей по поводу медитации, которые пришли ко мне на ретрите.
Осознание – Осознанность – Просветление
Осознание, привычка к осознанности меняет механизмы работы головного мозга. Обычно, все что можно перевести в автоматизмы, мозг прилежно переводит и складывает в мозжечок. Можно сказать, что когда мы действуем автоматически, то исполняем рефлексы, заложенные в мозжечок. Думаем мозжечком. Но когда мы что-то делаем сознательно, действует высший отдел – кора головного мозга.
Осознанность приводит к уменьшению и прекращению зависимости мыслительного и деятельного процесса от автоматических врожденных и наработанных программ. Человек может освободится от программирования на самом базовом, врожденном уровне – это просветление. Такой мозг изжил животные программы. Вероятно, что реликтовые древние отделы мозга или отключаются или становятся вторичными по отношению к новым отделам головного мозга – коре полушарий.
«Побочные» эффекты
У просветления могут быть «побочные» эффекты. Внутри древних отделов мозга на генетическом уровне зашиты программы связанные с выживанием. Нидерландский зоопсихолог, лауреат нобелевской премии Николас Тинберген ставил опыты на новорожденных утятах, исследуя врожденные рефлексы птиц. Он проецировал на потолок тень ястреба и тень утки поочередно. Тень ястреба вызывала рефлекс спасения, тень утки не вызывала ничего. Значит утенок уже рождается со знанием, чего нужно бояться, а чего нет. Он уже знает то, чему никак не мог успеть научится. Вот этот вот малюсенький головной мозг что-то знает про этот мир, в который он пришел. Напрашивается вывод, что во все живые организмы прописаны базовые законы существования материального мира.
Апгрейт просветленного мозга не только освобождает его от всех программ, но и от уверенности, что этот мир такой и это работает так, а не иначе. Тогда такой мозг способен на совершение чудес.
Физика знает про двойственную природу материи, но мы всегда воспринимаем ее только как массу. И никогда как энергию. А последние исследования физики говорят, что мы никак не можем зарегистрировать 96% окружающего мира. Мы живем только в 4%, остальное для нас физики назвали «темной материей» и «темной энергией», но что это мы просто не знаем.
Мы видим мир так, как видим, это зашито в наш мозг. Это наследие того, как видели и воспринимали первые обитатели этого мира, плоские черви какие-нибудь. И слава Богу, что жизнь появилась в воде, а то бы мы могли бы жить еще и в двухмерном мире. Вернее, воспринимать наш мир двухмерным.
От простого к сложному
Все развивается от простого к сложному, но простое не исчезает, оно остается в составе сложного. Младенец проходит в утробе матери все этапы развития от малька, через головастика к пресмыкающимся и дальше к млекопитающим. То есть сначала в животике у мамы не малыш, а малек. И то что у малька должно быть жабрами у малыша становится средним ухом, горлом и другими деталями. Жабры никуда не исчезают, они трансформируются.
Все древние отделы мозга со всеми программами, доставшимися нам от предков не исчезают. Все они здесь – в голове. Например: рефлекс водных млекопитающих. Этот рефлекс запускает при задержке дыхания и охлаждения определенных рецепторов механизмы перераспределения крови, замедления сердечного ритма, выброс определенных гормонов, медиаторов и крови из депо. Этот рефлекс у любого человека работает как часы, как у моржа или дельфина. Хотя он ему в жизни не пригодится, только если он не фридайвер.
Этот рефлекс нам достался от предков, может быть от какой-нибудь ныряющей крысы. И мы носим теперь этот рефлекс. Как и многие другие животные рефлексы. Программы страха, агрессии, лидерства, полового поведения, пищевого поведения. Все это руководит нами, нам только кажется, что мы действуем по собственной воле. Мы действуем по воле наших предков. Они из глубины веков командуют нам – Хватай! Бей! Беги! Но все это можно изменить. Это под силу человеку. Надо взять свою жизнь в собственные же руки.
Тем временем мой ретрит продолжался. Сначала мне было тяжеловато спать менее 6 часов в сутки. Я привык спать 8, и был уверен, что 6 мало для восстановления мозга (нам постоянно говорят об этом из всех источников).
Кстати, я не сказал еще об этом, правила запрещают днем прилечь вздремнуть даже пару минут. Каждый день Кун Танат спрашивал как я сплю, и когда я ему сказал, что проснулся сам в 3.30, он обрадовался и предложил сразу вставать и медитировать, это сильно поможет практике. Я помню дико на него посмотрел тогда и решил не делать этого, так как днем чувствовал себя сонным и усталым.
Но день на 5-6-ой я почувствовал, что вполне высыпаюсь за неполных 6 часов.
Вечером на 11-й день началась сильнейшая жажда. Я чувствую жажду, беру литр воды, выпиваю ее и пока допиваю, не перестаю чувствовать сильнейшую жажду. Хочется пить все время, даже когда пьешь. Никогда такого не испытывал. Я подумал, что заболел. Утром на беседе в ответ на вопрос о самочувствии сказал, что испытываю грандиозную жажду, наверное сильно болен. Учитель как начал смеяться. Оказывается это норма. Он объясняет так, что очищение мозга вызывает детоксикацию тела и это требует много воды.
Вселенская жажда немного отступила позднее, а дней пять я выпивал по 5-7 литров воды ежедневно. Тут-то Кун Танат утром коварно меня спрашивает, как ты спал ночью? А я возьми и брякни (кто меня за язык тянул?) – сплю хорошо, высыпаюсь, теперь чувствую, что времени на сон мне хватает с избытком. Он как ждал этого. Вот тебе новые упражнения. Не выходи никуда с территории монастыря, в общий медитационный зал не ходи, ни с кем не разговаривай. Медитируй у себя в домике. И спи меньше 4 часов. У меня опять глаза округлились. Но делать нечего, ретрит есть ретрит.
Когда я медитирую в своей комнате, иногда меня посещают мысли:
«Если мозг — это биологический компьютер, то сознание – дисплей компьютера, не процессор и не контроллер. На дисплее сознания разные приложения (программы) борются за внимание оператора. Кто оператор? Оператор – внимание. То, что мы называем личностью — это внимание, погруженное в среду разных программ. То чему мы отдаем наше внимание, то и есть мы»
Лег в полночь, встал в 3.45. Удивительно, но чувствую себя неплохо. Хитрый Кун Танат опять спрашивает, как ты? А простодушный я опять возьми и заяви: «Хорошо». Отличненько, говорит он. Теперь никуда не ходи, ни с кем не говори, ешь у себя в комнате, не мойся, совсем не ложись (чтобы нечаянно не заснуть) и медитируй ближайшие 24 часа. Мои круглые глаза чуть на ниточках не повисли. Не ожидал я от него такого коварного предложения.
Но делать то нечего, ретрит есть ретрит. Пошел к себе, продолжил медитации. И сдюжил, сам удивился. Был только один тяжелый час примерно с 4 до 5 утра. Опять меня спрашивает Кун Танат, как себя чувствую? А я свое – нормально, говорю, чувствую. А сам думаю, что он еще придумает? Прекрасненько говорит он, еще 24 часа, продолжай медитировать в том же духе.
Пригорюнился я, но ретрит есть ретрит. И надо же! Вторая ночь прошла не так уж сложно. Было правда уже два тяжелых часа, примерно с 4 до 5 и с 7 до 8. Но я задумался, если я сейчас опять скажу, что нормально себя чувствую, он мне так и будет добавлять? Он спросил, я говорю, вот два часа плохо мне было. А он свое, замечательненько, говорит. Еще 24 часа не спи и медитируй.
Ну думаю, где наша не пропадала. Буду медитировать пока не упаду. Было несколько раз такое состояние, что мог упасть на ходу. Но потом проходило, отпускало и даже спать не хотелось. Ближе к вечеру наступило кристальное состояние. Медитация несколько часов подряд была такая ясная, чистая, «праздничная». И даже отдыхать между раундами расхотелось, стал сокращать время отдыха. И спать совсем не хотелось, примерно до часу ночи. Но потом было три тяжелых часа подряд. Выполнять медитацию невероятно сложно. Просто идти почти невозможно. Состояние похожее, насколько я еще это помню, на очень сильное алкогольное опьянение. Усилием воли собираешь внимание сколько можешь, все становится на места, но через 10 секунд, все опять разъезжается и страшно упасть лицом на пол. Приходится работать с вниманием, как с тяжелой гирей.
Когда выполняешь медитацию сидя, такое же помрачение, мысли разбегаются. Ты думаешь, что медитируешь, а потом понимаешь, что сидишь, тупишь и раскачиваешься корпусом вперед-назад. С небольшими периодами просветления такое состояние продолжалось примерно с 1 часа ночи до 4 утра, потом отпустило. Но ближе к рассвету у меня созрела уверенность, что еще одну ночь без сна я не хочу, несмотря на вечернюю радость.
С опаской я шел на беседу к Кун Танату. А он меня возьми и спроси совсем другое. Не как я себя чувствую, а было ли у меня такое, что я как будто потерял несколько минут. Не заснул, а как-будто вывалились они.
— Да, было, днем вчера. Полчаса куда-то пропали. Ничего не могу про них сказать. Вроде не спал, а как будто отсутствовал. Трудно объяснить.
— Как ты себя чувствовал после?
— Очень бодро. У меня было несколько часов медитации, какой у меня еще никогда не было. Я даже начал сокращать время перерывов между медитациями и совсем не хотел отдыхать.
— Поздравляю. Ты закончил. Это как раз то, что ты искал все эти сутки – медитация без осознания внешних явлений. Можешь идти помыться и отдыхать.
— Я не понимаю, что это было?
— Это невозможно понять, можно только пережить. Словами, которые ничего не отражают можно сказать, что ты был в прихожей нирваны.
Я пошел отдыхать, а спать то и не хочется. Вышел в город, съел жаренных бананов. Состояние вполне бодрое, но разочарованное какое-то. Видно я надеялся в душе, что Кун Танат отправит меня еще на одни сутки медитации. Внутренне подготовился, а тут раз и отдых. Как удар под дых. Пойду-ка я в медитационный зал.
Вот все и закончилось. Уже 10 часов вечера, 90 часов назад я проснулся, проспав меньше 4-х часов, чтобы осознанно бодрствовать все это время. Я лежу на кровати и вспоминаю эти несколько суток. Хочу ли я спать? Да хочу, но как обычно вечером, когда пришла пора. Ни усталости, ни смыкающихся глаз. Все же надо спать, завтра рано вставать, успеть собраться и в 8 утра двигаться дальше, в Чиангмай. За эти 20 дней ретрита скопилось ой как много работы. Она меня заждалась.
Давно уже пора финалить эту затянувшуюся повесть, но хочется про места эти волшебные сказать. Северный Таиланд безусловно поражает своими людьми и как-то после ретрита начинаешь догадываться отчего. Люди здесь просты и оттого откровенны. Они трудолюбивы и оттого чисты. Они бесстрашны и оттого улыбчивы.
В Таиланде очень хорошо видно, что же сделал Будда 2500 лет назад. Его человеческий подвиг изменил мир, большую его часть. Он нашел секрет и положил всю свою оставшуюся часть жизни, чтобы открыть его людям. И ему поверили. И стали жить счастливо. Нет, не побежали ему строить храмы и поклоняться. А решили жить, как он советовал. И это сделало счастливыми очень много людей, много поколений, бессчетное количество счастливых жизней. И храмы тоже построили. В благодарность за совет.
От чистого сердца,
Михаил Власов
P.S. Прошло несколько дней как я уехал из монастыря. У меня эффект — я не могу долго спать — 6 часов и все. Каждый день меня подкидывает с кровати за час до рассвета. И все время хочется работать. Неужели прав был Кун Танат, и я победил своего демона лени?
15 комментариев
Комментарий от Макс
Макс 17.12.2016 к 10:08
«А последние исследования физики говорят,…» А линк на эти исследования?
Комментарий от admin
admin 17.12.2016 к 15:05
Максим вы можете сами загуглить эту информацию. Вот например один из первых материалов в выдаче http://light-science.ru/tyomnaya-materiya-i-tyomnaya-energiya.html
Комментарий от Вероника
Вероника 17.12.2016 к 11:09
Михаил, спасибо большое, что поделились своими впечатлениями от ретрита. Это было интересно. Меня очень заинтересовала ваша ситуация с муравьями. Я несколько лет назад читала интервью Далай Ламы и во время интервью на него села муха, он просто поднял руку и она улетела… Так вот у меня вопрос может быть и банальный, но из реальных будней , так сказать… Года два назад у меня на кухне в крупах появилась пищевая моль, видимо из магазина был какой- то пакет с молью, а я уехала на лето на два месяца и вот когда я приехала и открыла шеафчик — это было нечто, я все чистила, выбрасывала и мыла очень долго…моль конечно тоже летала, мне приходилось от неё избавляться, я просила у неё прощения) за то, что вынуждена так поступать, так как психологически убивать живое существо мне было очень некомфортно. Так вот как быть в реальной жизни в таких ситуациях? Посылать моли метту)? Но я не думаю, что она от этого исчезнет. Как быть Ещё раз, сорри, если вопрос покажется банальным).
Комментарий от admin
admin 17.12.2016 к 15:24
Старайтесь изо всех сил не убивать никого. Это вредно для вас, для вашей психики. Это поддерживает вредоносные программы, от которых нужно избавляться. Но жить с молью тоже сложно. Всех живых существ с кем нельзя «договориться» нужно выселять, предварительно перед ними извинившись. Такое мое мнение на текущий момент)
Комментарий от Кристина
Кристина 17.12.2016 к 11:35
Михаил, спасибо огромное, что поделились (в очередной раз) своим опытом!
Если не секрет, что за монастырь? Не Ват Там Вуа случаем? А то я туда направляюсь через 1.5 мес )
Комментарий от admin
admin 17.12.2016 к 14:59
Нет. Монастырь Ват Чомтонг.
Комментарий от Кристина
Кристина 18.12.2016 к 11:38
Спасибо! А можно поинтересоваться, чем Вы руководстовались при выборе монастыря? В окрестностях Чианг Мая их шутки 4, если не ошибаюсь.
Комментарий от admin
admin 19.12.2016 к 05:56
Наитием
Комментарий от Вероника
Вероника 17.12.2016 к 21:51
Спасибо за ответ. Да, я так и делала, раз уж произошла такая ситуация, пришлось моль выселять, предварительно извинившись за вынужденный поступок.
Комментарий от Helle H
Helle H 17.12.2016 к 17:58
Спасибоб чудесный текст, интересный опыт. Многое стало понятнее
Комментарий от Анна
Анна 17.12.2016 к 20:06
Михаил, спасибо за рассказ! Так что, всё-таки удалось победить демона лени???
Комментарий от Павел
Павел 19.12.2016 к 00:34
Михаил, поздравляю вас с вашим опытом. Два вопроса мне были непонятны:
а) «Проговариваем все, что делаем. Осознаем все свои действия, эмоции, потребности, мысли и проговариваем «про себя».» Говорил ли вам мастер проговаривать, вербализовать?
б) «И цель современных людей преодолеть свою животную природу, стать человеком, хотя бы больше чем наполовину.» Можете пояснить вашу идею?
в) «медитация без осознания внешних явлений» не очень понял, она с вами в какой момент случилась?
Спасибо.
Комментарий от Олеся
Олеся 20.12.2016 к 11:41
Привет, Миша, можно сразу на ты?
Интересно вы статья, совершенно другой литературный слог, даже непривычно, но разнообразно.
У меня вопрос относительно медитаций? Я еще никогда не практиковала, понимаю, что начинать практиковать нужно с первого типа и мы начнём это на Бали в марте. Хочу попробовать раньше и скорей всего попробую. Вопрос вот в чем, не относительно меня, а вообще. Какие виды медитаций можно практиковать самостоятельно и без внешнего постороннего контроля, а какие в начальной фазе или фазе формирования навыка только при наличии опытно учителя-гуру?
И ещё одно. Почему все считают, что рутинизация жизненных процессов, т.е. выведение из сознательного контроля на подсознательный уровень, уровень неосознанного знания и рефлексов, это практически вселенское зло? Мы ведь существа дуальные, мужчина-женщина, добро-зло, день-ночь. Сознание-подсознание. Как ты верно заметил, в рефлексах заложены системы сохранения вида, эволюционно это очень важно и для индивидуумах вероятно-это создаёт защищённое основание для существования и материал для развития. Так сказать заводские установки производителя, разрушени которых на определенном мега защищённом уровне приводят к самоуничтожению системы.
Другой вопрос, что в условиях динамично изменяющихся внешних факторов систему нужно постоянно дефрагментировать, балансировать и коррелировать надстроечные рефлексы, а это вопрос личностного развития, да и это потом уйдёт в рефлексы, как не крути. Получается важен постоянный дуальный подход : формирования и разрушения.
Спасибо за уделённое время на прочтение.
Комментарий от admin
admin 22.12.2016 к 13:31
Олеся, медитация — это упражнение на внимание. Любое упражнение можно выполнять самостоятельно, если вы его понимаете правильно. Но боюсь объяснять как правильно выполнять упражнения в комментариях неудобно.
Автоматизмы это прекрасная выдумка эволюции, когда они на месте. Вести машину без них было бы невозможно. Но весь секрет в словах на месте. Когда они «захватывают» нашу жизнь это беда. Мы теряем ощущение времени, что как правило и происходит с людьми после середины жизни. Годы как пули свистят у виска. Человеческая жизнь становиться в автоматическое управление. И возникает вопрос кто же живет на самом деле? Кто хозяин этого тела?
Комментарий от Роман Радостев
Роман Радостев 30.01.2017 к 03:16
Очень! Спасибо!