+7 985 2268898

«Я вышла на уровень, когда могу отдавать себя творческому процессу, не имея проблем с продажами»

Из финансиста в дизайнера украшений, из стабильной понятной карьеры в творческий процесс — Светлана Быкова, участница трека к базовому лагерю Аннапурны, отвечает на самые больные вопросы всех творцов: можно ли сделать творчество полноценной работой? Получится ли когда-нибудь выйти на уровень былых заработков? Как быть с маркетингом? Является ли аутсорсинг однозначной панацеей при столкновении с рутиной? И где искать первых покупателей?

Светлана Быкова, участник ретрит-трека к базовому лагерю Аннапурны & Олеся Власова, со-автор проекта «Вернись другим»

— Света, твоя история — это иллюстрация перехода от так называемой серьезной работы к любимому хобби. Расскажи, как строилась твоя карьера изначально?

— Имея два высших экономических образования, я почти 10 лет проработала в сфере финансов — от экономиста до замдиректора по финансовой деятельности. Но в какой-то момент поняла, что все время нахожусь в состоянии стресса: ты постоянно вынужден балансировать на грани, исполняя задачи собственника, — больше зарабатывать, меньше платить налогов. К тому же времена были дикие. И в какой-то момент мне стало очевидно, что я больше не хочу перешагивать через свои принципы. Не хочу настолько, что уволилась и даже не видела себя больше в этой отрасли.

— Ты уходила в никуда или уже приняла решение, что будешь делать дальше?

— У меня была пауза. Решила посвятить себя семье, ребенку. Сын на тот момент пошел в первый класс. Начались домашние задания, спортивные секции, активное участие в деятельности родительского комитета класса и школы. Но достаточно быстро стало очевидно, что все это не дает лично мне развития и роста. Творческой реализации и полноценной отдачи в такой деятельности не было.

— Как появилась идея с украшениями?

— Я никогда даже не думала, что буду заниматься тем, что делаю сейчас, хотя с детства была человеком творческим — умела шить, вязать, что-то делать руками. Но когда ты входишь во взрослую жизнь, куклы, вязание и шитье откладываются. Тем более, если есть возможность все это купить.

Но однажды ближайшая подруга привезла мне подарок — шамбала-браслет. И говорит: «Вот такая штука интересная, на этот браслет нужно загадать желание. А потом его можно передарить. Короче, ты надевай, загадывай. А когда у тебя сбудется, ты его передаришь мне». Я ответила: «Ладно, хорошо».

— Что за браслет?

— Совершенно обычный, из розового кварца, на стандартной шнуровке, да и желание мое тоже было обычное, ничего глобального. Я даже уже не помню, о чем именно. Но оно сбылось! И тут меня осенило: я не хочу отдавать этот браслет! Мне было в нем как-то комфортно, хорошо. И я сказала: «Маша, я тебе не отдам этот браслет, я сделаю тебе другой. Изучу эту тему и сделаю новый». Она ответила: «Да, конечно, как хочешь». И всё. Я погрузилась в тему — что это за украшения, почему Шамбала. Параллельно появился вопрос о камнях и их свойствах.

— При этом когда я захожу на твою официальную страницу в Инстаграм — там никакой мистики, только красивые, стильные изделия ручной работы, и лишь название проекта — Shamballaway — говорит о чем-то большем.

— Началось все с браслетов, камней, формирования намерения. Я покупала готовые изделия, разбирала их и складывала всё сама. Нашла какие-то мантры соответствующие, которые наговариваются на замок. И первый год, наверное, я дарила эти браслеты всем, кому только можно. Родственники, друзья, школьные преподаватели сына — все были при моих браслетах. Эта была какая-то совершенно необъяснимая потребность не просто сделать, а осчастливить всех вокруг. Я была безумно рада слышать истории исполнения желаний, видеть, как у моих близких и друзей случались перемены в жизни, решались давно висевшие вопросы или просто все складывалось «как надо». Так получилось, что я стала работать не только дизайнером, но и психологом в своем роде, и мне это нравилось.

— Но сегодня концепт изменился?

— Я продолжаю работать с шамбала-браслетами индивидуально, веду мастер-классы на тему камней и их энергетики. Но за пять с лишним лет работы с камнями, конечно, мое видение расширилось, и я, как женщина и художник, хочу нести не только пользу, но и красоту. Сейчас мое любимое направление — это авторские украшения.

— Какие материалы ты используешь в работе?

— Самые разнообразные! Сначала покупала в специализированных магазинах своего города. Плюс, куда бы я ни ехала, обязательно везла что-то особенное, интересное, самобытное. Теперь, конечно, все можно найти в интернете. И это самая мучительная часть работы для меня — садиться перед компьютером и начинать поиск…

— Но ведь сейчас такое количество онлайн-магазинов? Я думала, это Мекка рукодельников.

Конечно, в специализированных магазинах колоссальное количество фурнитуры. Но это все уже с большими наценками. А когда ты начинаешь все-таки задумываться об экономии, о том, чтобы вывести процесс на какую-то прибыль, тогда начинаешь искать путь, как минимизировать затраты, но не потерять качество. Потому что качество для меня — это самое важное. Приходится мониторить огромное количество сайтов, сравнивать цены, искать новое, представлять, как это будет «вживую», а это, естественно, отнимает очень много времени и требует больших усилий.

— Думала ли ты о так восхваляемом сегодня аутсорсинге — отдавать нудные участки процесса в другие руки?

— Да, такие мысли посещали. Но в итоге решила, что это не будет работать в моем случае: материалы и тренды очень быстро меняются. Сейчас так много молодых современных дизайнеров фурнитуры, столько новых направлений и стилей! И ты сам, как автор, хочешь быть в этом потоке.

— Признайся: ты вдохновляешься новыми коллекциями великих?

— Обязательно. Я люблю мир моды. Наблюдаю за ним и всегда в курсе событий. Я подписана на большинство страничек, знаю все новые коллекции. И, наверное, эти веяния, в которых ты бесконечно пребываешь, дают тот самый толчок для опережения каких-то тенденций в собственном творчестве.

— Есть ли у тебя внутреннее понимание законов, как сделать не просто «милые серьги», а украшение с характером, с душой, в котором чувствуется рука творца? Ты пытаешься «оцифровывать» свой творческий процесс в какую-то стратегию и правила или это полностью интуитивная история?

— Когда я складываю что-то… у меня не рождается картинка сразу. Иногда я просто, допустим, кладу два камня — если это серьги, раскладываю фурнитуру и начинаю по очереди это прикладывать. И где-то есть внутреннее какое-то понимание, что это — да, это то, что нужно, а это — нет. Несмотря на то, что фурнитура одного класса, одного уровня, одного дизайна. Но вот это подходит сюда, а вот это нет. Наверное, это какое-то чувство гармонии. Потому что каждое изделие должно быть очень гармоничным. Если я не могу получить удовлетворения от завершенности изделия, то я вообще не буду его делать.

— Ты отказываешь клиентам, когда они просят сделать то, что лично тебе не нравится?

— Не то чтобы отказываю — я пытаюсь обосновать свое видение и предложить другие варианты. Но на самом деле у меня не много клиентов, которые топают ногой и говорят: «Нет, мне нужно обязательно вот так». Все всегда понимают и готовы к диалогу.

— Самый волнующий, я думаю, для аудитории вопрос. Это прибыльно?

— Прибыльно. Иначе не было бы смысла так вкладываться — тратить столько сил, времени и энергии. Хотя я ничего не могу с собой поделать, Олеся. Даже если бы это было неприбыльно, я бы, наверное, все равно этим занималась.

— А удалось ли тебе дойти до уровня былых заработков?

— Былых? Это даже несравнимо. Я и близко не представляла себе тех заработков, которые имею сейчас.

— Сейчас больше?

— Колоссально больше.

— Примерно на сколько?

— Видишь, мы сейчас говорим о разных временных периодах. Была же девальвация…

— Но мы можем говорить, что ты удвоила свой доход?

— Ну, наверное, даже больше: утроила.

— Это все притом что речь идет о городе Челябинск?

— Да. У меня, конечно, не только челябинские клиенты. У меня есть много московских, питерских, и вообще, Россия большая…

— Интернет — это наше всё.

— У меня были заказчики из Израиля, Германии, Италии, Испании. И это при всем том, что я работаю одна. У меня сейчас есть предложения в Москве, в салоны: «Привозите нам какие-то вещи в большом количестве». Но я понимаю, что физически просто не в состоянии пока.

— Давай поговорим про маркетинг — главную занозу всех творцов. Какие каналы продаж ты используешь?

— Здесь, в Челябинске, меня почти все знают. Я работаю пять лет, и репутация уже сложилась, есть постоянные клиенты, которые заказывают индивидуально и покупают то, что я выкладываю в сети. Плюс несколько точек в салонах красоты, где представлены мои изделия. Ну и интернет — Инстаграм, Фейсбук, ВКонтакте.

— Но я захожу на твою страничку в Инстаграм, а там всего 2500 подписчиков — очень мало по современным тенденциям онлайн-бизнеса.

 — Две с половиной тысячи подписчиков, может, и мало, но когда у тебя 2500 заказчиков — другой вопрос. Я же никогда не занималась специальными накрутками. Никого не держу, не уговариваю, не мотивирую искусственно — «поставьте мне лайк, поставьте мне лайк…». Мне не хочется, чтобы человек думал, что его заставили купить. Все-таки он должен сам этого хотеть — изделие ему настолько понравилось.

— А почему даже сайта нет?

— У меня был сайт. Первое, что я сделала, — это свой сайт. Но я столкнулась с проблемой, что самой заниматься загрузкой готовых работ очень тяжело. Дело в том, что вся эта структура сайта настолько сложная… Я, конечно, могла бы разобраться, но мне было так жалко времени на это, а брать кого-то тоже не хотелось, да и рано еще было размышлять о помощниках.

— И тут Инстаграм — быстро, просто и бесплатно?

— Да! В Инстаграм привлекает именно простота процесса. Три шага, и фото уже в сети! Я ведь даже закончила курсы, чтобы фотографировать свои изделия, купила профессиональную камеру, но в итоге отказалась и от этого.

— Почему?

— Нарушается баланс приложенных усилий. Отфотографировала, обработала в фотошопе, выложила на сайт и… продала за две минуты. Время, которое я трачу на изготовление изделия и его продажу, совокупно меньше, чем время на процесс фотографирования и обработки кадра. Особенно если говорить о фото моделей в специальных интерьерах или о создании индивидуальной истории для фотосессии.

— В итоге ты просто фотографируешь изделия на телефон?

— Да, на седьмой iPhone+. У меня сегодня минимум каких-то вещей, которые усложняют процесс. Не бывает такого, чтобы я отсняла одно изделие — и потом его показывала полгода, штампуя копии. Даже если я сделаю такое же изделие в будущем — оно будет другим, ведь не бывает одинаковых камней. И я должна человеку показать именно то изделие, которое уйдет ему по почте, именно тот узор камня. Здесь невозможно по-другому.

— У меня был вопрос: почему ты не даешь рекламу и не занимаешься продвижением, — но, похоже, он отпадает сам собой, потому что на сегодня твой объем заказов и объем работы, учитывая, что ты трудишься в единственном числе, более чем друг другу соответствуют.

— Да, они сбалансированы. Сейчас я вышла на уровень, когда могу максимально отдавать себя творческому процессу, не имея проблем с продажами.

— Давай немного про горы — про наши горы. У меня часто бывают ассоциации с участниками через какие-то их слова. И для меня ты воплотилась во фразе «Боже, спасибо, что пиявками!». Я для читателей расскажу, что мы пошли к базовому лагерю Аннапурны в начале октября — в лучший сезон. Но климат на планете сейчас неоднозначный, как мы все видим, и на высоте две — две с половиной тысячи метров нас ждал сюрприз, который оказался таковым даже для организаторов. Шли сильные дожди (которых, повторюсь, быть не должно было) и нас атаковали пиявки, которые умудрялись залезать в плотно зашнурованные ботинки на полном ходу и прокусывать там кожу. И вот тогда ты со своим «спасибо».

— Это же известная еврейская поговорка: «Спасибо, Господи, что деньгами!» — когда у тебя что-то украли. Так вот я была уверена, что ко всему подготовилась, очень уж тщательно я прорабатывала все вопросы до старта, но сложностей все равно избежать не удалось.

— И там эти пиявки…

— Это была очередная напоминалка от Вселенной — всегда будет что-то более сложное и удивительное, чем ты можешь себе представить и просчитать.

 — Вообще, часто в жизни удается вспоминать про благодарность не в хорошие, а в трудные моменты? Откуда это умение?

— Этому я учусь. Конечно (если про пиявок), первым делом пришло именно отвращение, испуг. Для меня первая пиявка, которую я увидела на Мише, — эта дыра на руке, кровища. Это был шок. А потом начинаешь рассуждать: она не заразная, у нее тоже задача — выжить и так далее. Поэтому так важно все это… полюбить. Понимаешь? Для меня это своего рода жизненная философия.

— И мой финальный вопрос. Что ты посоветуешь человеку, который хочет заняться любимым делом — в частности, рукоделием, — но очень боится, что не прокормится, что на этом невозможно полноценно зарабатывать. Как сделать так, чтобы это пошло?

 — В том-то и дело, что если заниматься этим, чтобы зарабатывать, — то вряд ли пойдет. Я считаю, что пойдет только то, что делаешь исключительно от души. Это даже не вопрос о том, думаешь ты о заработке или нет. Ты в любом случае будешь о нем беспокоиться, если собираешься сделать что-либо своим основным видом деятельности. Но если все время ориентироваться на продажи, то вряд ли будет продаваться. Ты увидел у кого-то, повторил. Да, две-три продажи будет — и потом тебе снова нужно искать у кого-то, ловить какие-то идеи. Если ты сам этими идеями не полон, то работа будет буксовать. Ты будешь в постоянном неудовлетворении от того, что все «висит»: материалы, фурнитура, расходники…

Если человек мечтает о том, чтобы сделать это своей работой, но пока не видит, как это все пойдет и как это начнет развиваться, то я бы посоветовала начать делать для себя. И начать это носить. Ты должен показать человеку, как это смотрится, как это сочетается с одеждой, как это вообще укладывается в общий образ. Ты должен заразить своей идеей. Люди будут вас встречать и говорить: «Ой, какая у тебя красивая брошка», или «Какое интересное кольцо!», или «Что это у тебя за украшение?». Это неизбежно, если ты носишь вещи, от которых ты сама в восторге. И дело тогда непременно пойдет. А создавать что-то сразу на продажу — это тупиковый вариант развития.

Светлана Быкова & Олеся Власова

КАЛЕНДАРЬ БЛИЖАЙШИХ ПРОГРАММ>>

О ПРОЕКТЕ «ВЕРНИСЬ ДРУГИМ»>>



Обсудить







1 comment

  1. Комментарий от Буренина Наталья

    Какая прекрасная история! Спасибо за вдохновение! Я тоже сейчас занимаюсь любимым делом и знаю, какое это счастье.
    У меня тоже два высших образования, работала и с иностранным языком, и в продажах. Пока наконец не решила оставить работу в офисе. Я перешла на удаленку и теперь половину времени посвящаю своему проекту, а половину — наемной работе. Надеюсь, что скоро смогу с наемной работой вообще распрощаться. Вообще, это ужасное чувство, когда внутри тебя бродят какие-то силы, которые хотят вырваться наружу, а выхода им нет. У меня так было, когда я работала в офисе. Каждый день было ощущение зря потраченного времени. И как это прекрасно, когда ты можешь разрешить себе следовать за своими склонностями, как бы отпускаешь себя на свободу. Только пахать приходится намного больше. 🙂

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРЕССА О НАС:

Go top