Может ли медитация причинить вред?
Острая тема. Бум на медитативные практики в последние годы поддержан общественным мнением, международными корпорациями и государственными структурами. Медитация стремительно входит в поп-культуру с соответствующими последствиями.
Сразу оговорюсь. Здесь я буду рассматривать именно медитацию в ее настоящем значении. То есть работу с функцией внимания – фокусом внимания (концентрацией) и расфокусом внимания (осознанностью). Первый тип упражнений – постепенное достижение глубокого сосредоточения на одном объекте, и второй тип упражнений – когда достигнутая глубина сосредоточения распространяется на несколько объектов.
Эта важная ремарка оставляет за бортом все то, что также иногда называют медитацией: работу с воображением, визуализацией, громким ритмом, приемом психотропов, психическим трансом и так далее. Это огромное поле с разнообразными плодами – как полезными, так и откровенно ядовитыми. Но сегодняшний вопрос в другом. А может ли быть опасна работа просто с вниманием, чистая сосредоточенность?
Да, тоже может.
Когда медитация может причинить вред
1. Прямые противопоказания
Медитация становится широко популярной. Очищенная от религиозности, она стала секулярной (светской) практикой. Человечество восприняло хатха-йогу как инструмент усовершенствования тела и потянулось за медитацией, надеясь найти возможность улучшить свое сознание. Но для физических упражнений есть противопоказания. Если в йога-зале возникают сильные ощущения в пояснице, шее или коленях, категорически нельзя стараться принять идеальную позу, как у соседа или учителя. Аналогично существуют ограничения и для работы с умом. Противопоказаниями к интенсивной длительной медитации будут следующие состояния:
— Серьезные расстройства психики (зафиксированные сейчас или в прошлом).
— Серьезные расстройства психики у ближайших родственников.
— Во время или сразу после приема антидепрессантов, психотропов, любых веществ, изменяющих психику.
— В период острой клинической депрессии.
— При регулярно возникающих интенсивных тревожных состояниях – паника, фобии, навязчивые идеи.
— При наличии периодических галлюцинаций – слуховых или зрительных.
— При нарушениях работы сознания – спутанные или деструктивные мысли, продолжительное раздражение.
И это, конечно, не все. Интенсивные медитационные ретриты могут навредить, если психика подорвана:
— Длительным приемом алкоголя или наркотиков.
— Любой формой зависимости, в том числе от ситуации или от человека.
Да и в целом, если психика находится в некоем несбалансированном пиковом состоянии, – интенсивные занятия медитацией потенциально могут причинить ущерб.
Можно сформулировать короче: интенсивная медитация – это практика только для здорового и уравновешенного ума. Ха! Для тех, у кого и так нет проблем.
Но удивятся здесь только те, кто не знаком с истоками практики.
Медитация никогда не выступала (да и не должна выступать) как лекарство. Нравится это кому-то или нет, это духовная практика освобождения, конечной целью которой является просветление. Это инструмент выхода за свои пределы через исследование возможностей своего ума, а не средство для лечения расстройств психики. Использовать медитацию как подобное «лекарство» в острых случаях, является не только неуместным, но и потенциально опасным.
2. Неверная направленность практики
Второй пункт плавно вытекает из первого. С одной стороны, тот, кто хочет что-то поправить, как раз может усугубить сложную ситуацию. С другой стороны, желание получить практическую пользу от медитации – это чаяние решить утилитарные задачи с помощью практики, которая не создана для личной повседневной пользы.
Чего уж там, давайте начистоту и до конца. Медитация – это существенная часть и двигатель духовной практики. Что это значит?
Духовная практика – это путь к идеалам, которые расположены за пределами человека. Выше человека. Духовная практика – это то, что заставляет прыгать выше головы. Это движение не к пользе, а к вечности. Геометрически – движение от себя, а не к себе. И вот эта геометрия – решающая.
Мотивы практики – «для себя» или «от себя» – важнейшие и ключевые. Только мотив «от себя», он же «выше себя», приносит ту самую пользу от медитации, о которой столько говорят. Он есть и знамя, и парус, и моторчик, и маяк. А по пути к высокой цели есть возможность получить много подарков – в виде уравновешенности ума и большего спокойствия, которые замечают не только практикующие, но и фиксируют любопытствующие ученые.
Но парадоксальным образом, если стремиться лишь к «подаркам» – избавлению от болезней, концентрации на задаче, эффективности в работе, любым способностям, выходящим за рамки средних, – все меняется. И не в лучшую сторону для практикующего.
Мотив «к себе» постепенно меняет баланс сознания, выковывая эгоистические воззрения. Вместо выхода за свои пределы и освобождения от заблуждений человек еще больше замыкается на себе и своих проблемах. Практика становится очередной таблеткой, а порой и удобным способом вознестись над другими. Что лишь выводит на очередной виток неудовлетворенности и страданий, о котором неустанно повторяют буддийские мастера. Но мы слишком самоуверенно отделили практику от ее сути.
3. Неуместное упрощение метода
Говорят, медитация – это уже сложившаяся индустрия с мировым оборотом около 4 миллиардов долларов. На сервисе Amazon можно найти более 60 тысяч книг, имеющих слово «внимательность» в заглавии.
Обучающие программы, приложения для смартфонов, специальные государственные подходы. Приемы медитации используют вооруженные силы некоторых стран, крупные международные корпорации и госпредприятия.
Мы слышим призывы «Медитируйте лишь 5 минут в день – это изменит вашу жизнь». Нас приглашают попробовать «Шоколадную медитацию» – сконцентрировать свое внимание на кусочке тающего во рту шоколада (книга «Осознанность», М.: МИФ, 2014). Детям продают медитативные раскраски.
Медитация стала крупным бизнесом. И все чаще ее хочется сравнить с Макдоналдсом. Нам предлагают максимальное насыщение с минимальными затратами и там, и там. Только истинная польза таких предельно упрощенных подходов для практикующего (а не для бизнеса, которому это выгодно) вызывает серьезные вопросы.
4. Игнорирование проблем
Некоторые критики традиционной буддистской медитации говорят о том, что практика приводит к принятию недопустимых ситуаций. Что медитация учит нас смирению перед обстоятельствами и работе с внутренними препятствиями, а не с внешними. Что подобное занятие приводит к тому, что человек теряет свою активность, меняя ее на пассивность и безразличие. И что это губительно сказывается и на уровне личности, и на уровне сообщества.
Как быть с этим?
Это действительно может быть проблемой, сопровождающей неглубокую практику. Практику фаст-медитации. Практику медитации, отрезанной от глубоких человеческих корней и буддистской этики.
Один из буддистских идеалов – глубокое проникновение в истину. Видение реальности такой, какая она есть. Движение к истине в буддизме – движение к высокому идеалу. Безразличие не является идеалом в буддизме. Уравновешенность – да. Осознание всех причин и следствий – да. Правильное понимание – да. И правильное действие – тоже да.
Буддистская парадигма включает в себя правильное понимание и правильное действие. Но обдуманное, взвешенное действие, а не спонтанное реагирование. Буддистская этика призывает нас к большей человечности, а совсем не к отказу от нее.
5. Отказ от этики
Сегодня мы часто слышим, что та или иная международная корпорация начала преподавать медитацию среди своих сотрудников. Только, как известно, корпорации делают то, что им выгодно.
Повышение эффективности, работоспособности, снижение уровня напряжения – все это хорошо для корпорации. А если сотрудники при этом еще и становятся более лояльными: не ропщут по поводу увеличения рабочей недели, не требуют повышения заработной платы, – это и вовсе замечательно.
Если практика отрезана от исконной этики, если одни и те же тренеры преподают и медитацию, и эффективные продажи, и навыки управления, то результатом подобного вмешательства в системные настройки сознания может стать движение не в сторону личного освобождения каждого конкретного человека, а в сторону, выгодную людям, организовавшим подобную практику.
6. Фокус только на себе
Еще один вопрос, который нередко со стоном вырывается из женского сердца на длительных медитационных ретритах: а что же будет с эмоциями и любовью в уравновешенном сознании? Сбалансированное и самоудовлетворенное сознание перестанет интересоваться чем-либо кроме себя? Пропадут романтические отношения?
Здесь как минимум два аспекта.
Первый аспект – уменьшение под воздействием глубокой и длительной практики созависимости между практикующими медитацию партнерами. И действительно, под воздействием практики уменьшается любая зависимость. Так это работает.
Но если, кроме созависимости, существует чувство любви и дружбы, практика его не отменяет. Все эмоции сохраняются, становятся более осознанными, более ясными. И если чувство глубокое и настоящее, оно только укрепляется.
Второй аспект – отношение к любви в целом.
Буддистская этика считает безусловную любовь еще одним высоким идеалом. Она воспитывает чувство безусловной любви и обязательно использует в дополнение к обычной медитации – метта-медитацию. Медитацию – пожелание счастья всем живым существам.
Буддистское сообщество знает, что если практиковать только внимательность, ум постепенно может стать острым, но черствым и замкнется сам на себе. Что приведет к большому разочарованию и страданию. Поэтому метта-медитация должна уравновешивать упражнения с фокусом внимания. И здесь опять мы возвращаемся к современному секулярному подходу к медитации, который вырезает из контекста только упражнение на внимание. Это чревато неприятными последствиями.
7. Философия «Своя правда»
Мы уже касались выше этого аспекта, но он настолько важен, что требует повторного рассмотрения с еще одной стороны. Поиск истины, поиск фундаментальной реальности — один из важнейших, сокровенных идеалов буддистской этики.
В целом он связан с главным идеалом и целью буддизма – полным освобождением. Сама интенция к поиску реальности — это то, что служит важным условием достижения цели.
Сегодня этот подход встречает контраргументы. В современной европейской культуре широко распространено мнение, что у каждого своя правда и фундаментальной истины не существует. Якобы существует набор правд на разный вкус и цвет, которые отражают лишь пристрастия разных людей.
Использование практики медитации без уверенности в существовании истины и единой реальности для всех живых существ будет лишь укреплять существующие иллюзии и создавать новые. Это также может привести к болезненным последствиям. Начиная от ограничивающих тисков иллюзорного представления о самом себе и заканчивая настоящими психическими отклонениями с настоящим анамнезом.
8. Неверная техника
Многое сказано об отрыве буддистской этики от практики, что может вызвать негативный эффект. Еще одной помехой может послужить неправильно или плохо настроенный проводник практики, а также неверная, искаженная или неясная подача.
Информации о медитации стало слишком много — кажется, что получить исчерпывающее понимание практики можно прямо в комментариях под постом в соцсетях. Так формируются убеждения – строчка там, строчка здесь. Вы уже знаете предмет, и даже встретив учителя, который готов верно передать вам практику, можете его не услышать. Ведь вы уже знаете, что и как, и поэтому пропускаете важные слова мимо ушей.
И это в том случае, если учитель передает практику верно. Но в могучем потоке настоящего времени формируются искаженные водовороты. Практика потеряла связь с истоками, и мотивы людей также могут быть искажены.
Так как мы получаем информацию от учителя и вербально, и невербально, даже правильные слова с неправильной эмоцией дадут негативный эффект.
Резюмируя
Риски причинить вред интенсивной длительной практикой медитации в современном мире весьма высоки. Важно:
— соблюдать противопоказания;
— не отделять технику от этики;
— перенимать технику только у проводника, достойного доверия.
Автор материала: Михаил Власов — со-основатель «Вернись другим», инструктор по фридайвингу Molchanovs, практик медитации с 19-ти летним стажем.
В соавторстве с Олесей Власовой.
5 комментариев
Комментарий от Ирина
Ирина 19.11.2019 к 10:59
Прежде всего, спасибо, что поднимаете вопрос с ДРУГОЙ стороны! Это действительно редкость, а задумываться об этом точно стоит! Прошу не воспринимать мой отзыв, как сплошную критику, некоторые вопросы мне искренне хотелось бы уточнить, потому что заблуждаться вполне могу и я (и научное сообщество, что уж):)
В целом, статья вызвала сомнение отсутствием конкретных фактов. Похоже на абстрактное размышление, а как же научный метод? Воспроизводимые эксперименты? Я вот знаю ряд тех, что подтверждают увеличение эффективности и успокоение ума за счет работы над концентрацией. То есть, в рассуждении о корпорациях (похожем на размышления о всемирном заговоре, если честно:D) — да, им выгодно повышать эффективность работы сотрудников, но нет, увеличение осознанности не остановит их от волнения по поводу увеличения рабочего дня, возможно, даже наоборот! Ведь одно дело усмирить излишние мысли о мелочах и бурлящие эмоции, совсем другое — замечать реально важные, объективные, перемены.
Интересно было бы ознакомиться и с данными о предполагаемой корреляции замкнутости и увеличением внимания. Спорить пока что не могу на основании личного опыта экспериментально подтвержденной моментальной высокой степени концентрации и, да, некоторой закрытостью в себе, как характеристикой личности (хотя далеко не крайней степени, очень далеко)). Поищу информацию самостоятельно, пока что просто отмечу, что мне подобные факты не встречались ни разу, хотя медитацию — преимущественно с научной т.з., лишь частично с буддийской — я старалась изучить и понять как можно глубже.
Далее, все, я что про психические расстройства — совершенно согласна, здесь даже обсуждать, по сути, нечего:) Также далеко не скрытый факт, если говорить про серьезные расстройства.
Не могу не согласиться с тем, что информации слишком много, слишком разной, в том числе уровня «сила мысли притянет к вам богатство-здоровье-красоту, потому что мир «квантовый»» (с полнейшим искажением и НЕпониманием того, что это слово вообще значит и что доказывают реальные эксперименты, а что притянуто за уши любителями эзотерики и прочего мракобесия х)). Это — проблема, безусловно. Но, как мне показалось при прочтении, поставленная в один ряд с «любопытствующими учеными», потому подчеркну, что, да, изучающие нейронауки, большей частью, не будут серьезно и очень глубоко рассматривать любое религиозное учение (но, скорее всего, проверят по поверхности и дальше — смотря как далеко теории будут доказуемы), но вся шизотерическая ересь фильтруется еще быстрее, не так ли?=)
Обобщая, пока что я сторонник пользы практики в том числе для повседневности (нет, не для решения «проблем», лишь усугубляющихся, а как простая КОРОТКАЯ!( особенно в начале) перезагрузка мозга с целью повышение эффективности и стабилизации психологического равновесия (повторюсь, не выход из серьезных расстройств, а легкое усмирение ума и эмоций), НО! Вы точно заставили еще раз задуматься и поискать реальные и конкретные исследования диаметрально противоположной стороны вопроса.
Комментарий от admin
admin 19.11.2019 к 11:44
Ирина, здравствуйте! Это Олеся — редактор материала. Михаил — автор статьи, надеюсь еще присоединиться к этой беседе. Пока отвечу от себя. Во-первых, мне очень жаль, что моя редакторская правка про любопытствующих ученых была воспринята в негативном контексте. Я этого смысла ни в коем случае не вкладывала. Я считаю любопытство — добродетелью. И вижу картину так, что именно ученые делают свой искренне заинтересованный шаг на поле традиционно буддийской практики. Это важно! Мы живем в век изобретений и технологий, которые нам подкидывают ученые. Но медитация не этого поля ягода. Это древняя традиция с (извините за сленг) подробным мануалом и ограничениями. И когда современные ученые интересуются возможностями этой практики они любопытствуют изначально на чужой территории. На мой взгляд, это важно учитывать. Весь ваш комментарий звучит в контексте науки, а вся эта статья — в контексте истоков практики, в частности Сатипаттханы Сутты. И в данном ключе, вопрос «курица или яйцо» не актуален. То есть спора между «монахи или учены» нет и быть не может. Бесспорно, медитация была и остается древней практикой работы с сознанием для возможности выхода за его пределы. То, что ученые наблюдают и замеряют феномены этого процесса — в виде успокоения и большей сосредоточенности — тоже не подлежит сомнению. Другой вопрос, что наука, насколько мне известно, не занимается экзистенциальными вопросами страдания и эгоцентризма, а в буддийской практике — это краеугольный вопрос. Так вот очень-очень упрощая, в традиции есть предупреждение, что голой концентрацией страдание не уменьшается. Важна этика, важна метта-медитация, важна правильная техника и конечно же важна правильная направленность. Любой человек, который был на ретрите випассана мастера Гоенки, знает его историю. Он страдал жуткими мигренями, он был очень богат, но лучшие врачи мира не могли помочь (к вопросу о всемогуществе науки) и тогда он услышал о ретрите. Он пришел к мастеру, а тот спросил его — почему он хочет пройти ретрит? Гоенка сказал как есть — избавиться от мигреней. И был отправлен домой. Увы, медитация — не лекарство. Извините. И только когда он осознал суть, вернулся и сказал, что несмотря на мигрени, хочет познать истину, он был принят. Его многолетняя мигрень закончилась за один 10-ти дневный ретрит. Никто не отрицает подарков медитации, но сможете ли вы их достичь без буддийской этики и стремления к высшим смыслам — открытый вопрос. Буддийское сообщество однозначно отвечает — нет, и есть шанс даже усугубить ситуацию. Ученые… Ученые видят, что практика позитивно влияет на мозг. И разводят руками, когда ничем не могут помочь. Они в этом вопросе гости, как и мы. Они имеют локальные замеры, но не могут знать полную картину. В конец концов, они только начали изучать этот вопрос. Вопрос, которому более 2000 лет. В любом случае, это моя частная точка зрения, не претендующая на истину. Лишь на ее поиск. Как известно, все что не имеет противопоказаний — не эффективно. В медитации такие противопоказания есть, потому что это очень эффективная практика.
Комментарий от admin
admin 22.11.2019 к 15:53
Здравствуйте, Ирина,
На связи Михаил. Спасибо за ваш комментарий. Мне жаль, если вам показалось, что автор против медитации в целом, совсем нет, наоборот. Но как любая эффективная практика, она имеет противопоказания. Статья об этом. Что-то вроде — читать полезно, но совсем не все равно, что читать. Вот, что я хотел сказать. Еще раз благодарю вас за реакцию.
Комментарий от Dee
Dee 19.11.2019 к 12:10
Здорово! Со многим согласна:)
Единственное, я делала программу, пазработанную Джоном Кабат Цинн, направленную как раз на улучшение состояния. Люди приходят разные, с волнением, паникой и хронической болью. Программа помогла очень многим, включая меня. Я думаю, что категорично отделять медитацию от нездорового состояния не нужно. Ведь именно в таких состояниях как раз и так критично нужна духовность. Но я согласна, что соблюдать противопоказания и начинать с учителем, очень важно.
Порекомендуйте, пожалуйста, материал или книги по этике?
Спасибо!
Комментарий от admin
admin 22.11.2019 к 15:34
Здравствуйте. На связи Михаил. Спасибо за реакцию на текст. Рад, что мы с вами придерживаемся одной практики и мыслим схожим образом.
Этикой пропитано все учение Будды. Этику невозможно переоценить, когда мы говорим о буддизме. Поэтому вот книга монаха, которая может дать понимание традиционной буддистской этики «Чему учил Будда», Валпола Рахула.
Если говорить об этике, не могу обойти стороной учение Живой этики и книгу Конкоррдии Антаровой «Две жизни».
И может быть вам будет любопытна переворачивающая представление об истоках этики книга «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов», Валь де Франс