Записки естествоиспытателя, исследующего свой ум
Ежегодно я бываю на интенсивных медитационных ретритах, и мой последний 20-дневный ретрит был посвящен исследованию объектов ума. Наблюдению возникновения, развития и исчезновения этих феноменов сознания.
Условия в ретритном центре лабораторные, атмосфера – располагающая к глубокой концентрации. С помощью специальных медитативных упражнений достигается состояние ума, при котором мысли перестают мельтешить – их скорость снижается до доступной для исследования, метафорически превращаясь из волны в частицу.
Если вкратце, это исследование сознания в двух проявленных состояниях:
- Когда сознание занято конкретной задачей текущего момента.
- Когда сознание отвлекается и блуждает в поиске эмоций из прошлого в будущее: от расслабления к напряжению, от радости к печали, от плюса к минусу и опять к плюсу.
Вся информация в этом тексте чрезвычайно субъективна и не претендует быть научной истиной. Все зафиксированные наблюдения за умом – те самые следы вилами на воде, выхваченные и записанные. Или пестрые быстрые заметки на разноцветных бумажках, приклеенных к холодильнику без претензии на целостный концепт.
Как проходит ретрит?
Очередной 20-дневный ретрит випасанны я проходил в ретритном центре Пандитарама учителя Махаси-саядо. Он построен в живописном парке недалеко от места рождения Будды, в Лумбини, у подножия Гималаев.
Место трогательной красоты. Уже окончив ретрит, я никак не мог наглядеться на этот парк. Озера, протоки, пруды. Везде дорожки, вымощенные красным кирпичом. Птицы, тысячи птиц. Очень мало людей. Люди встречаются только у храмов, в центре парка. А сам парк – гектары и гектары заповедной земли с непугаными цаплями, зимородками, куличками и остановившимися в эти дни передохнуть перелетными журавлями.
Ретритный центр вполне комфортный по местным меркам – и в целом, по меркам буддистской традиции. Общие номера с кроватями под москитными сетками. Туалеты и души тоже общие. Чистота и горячая вода. Два медитационных зала для сидячей медитации соединены широченной мощеной дорогой для динамической медитации. Территория украшена садом и прудами с розовыми лотосами.
Впервые я услышал об учителе Махаси-саядо из книги Ирвина Шеттока «Саттипатхана. Опыт внимательности». Я прочел эту книгу в середине 90-х и сразу почувствовал, что мне нужна эта практика. Уже в конце 90-х я прошел первый курс випассаны, но в традиции учителя Гоенки. Кстати, подход разных учителей этой медитации несколько отличается друг от друга по-разному расставленными акцентами. Если кому-то интересны разные течения внутри випассаны, рекомендую книгу Джека Корнфилда «Современные буддистские мастера».
Самого учителя Махаси-саядо уже нет в живых, настоятель Пандитарамы в Лумбини сейчас – человек с интересной судьбой. Немец по рождению, появился на свет и воспитывался в Южной Африке, жил монахом в Бирме и наконец стал настоятелем Пандитарамы в Непале. Саядо Вивекананда – всегда сияющий человек с глубоким и цепким умом. Я не спросил, на скольких языках он свободно разговаривает, но был свидетелем, как он легко говорит на бирманском, французском, английском и немецком.
Каждый день мы встречались с одним из двух учителей центра для 10-минутной беседы. Через день с ним, и через день – с женщиной-учителем Саялэй. Эти беседы задавали тон следующим суткам. Учителя давали новые медитационные задания, меняли их в зависимости от успехов.
В целом техника медитации в этой традиции включает наблюдение за четырьмя объектами – телом, ощущениями тела, умом и объектами ума. Все медитативные упражнения направлены на эти объекты. Сидячая медитация – наблюдение за дыханием, состоянием ума и сменяющимися объектами ума. Работа направлена на концентрацию внимания. Динамическая медитация – наблюдение за шагами и также за умом и объектами ума. Здесь работают как с концентрацией, так и с расконцентрацией сконцентрированного внимания. Прошу прощения за масло в масле, заправленное маслом. Поясню еще раз. После накопления определенного уровня фокусировки динамическая медитация позволяет быть очень сконцентрированным сразу на нескольких объектах.
И второй важный эффект динамической медитации – скорость объектов ума значительно снижается, что благоприятствует их наблюдению. А это как раз и есть основная задача в этой технике, где акцент делается на наблюдении возникновения объектов ума, их развития, соединения с другими объектами и исчезновения.
Распорядок центра почти не отличается от других ретритных центров традиции випассаны. Это интенсивный медитационный ретрит, где все время отдано медитации – от подъема в 4 утра до отбоя в 22 часа. Есть два небольших перерыва на еду, по одному часу в 6 утра и в 11 дня. Еще один перерыв на лекцию по буддистской этике – в 18 часов, примерно на час. Так что для медитации времени достаточно, примерно 15 часов в сутки. Час сидячей медитации чередуется с часом динамической медитации. И так 21 день подряд.
Наблюдая за своим умом
Что такое объекты ума и как они возникают?
Первичные объекты ума – образы человека, места, события, понятия или слова.
Вероятно, образы (имиджи) связаны с одним нейроном или небольшой группой нейронов. Нейрон возбуждается, и имидж попадает на дисплей сознания. Этот процесс возбуждения и последующей ратификации в период бодрствования порождает поток сознания – моделирования внутренней и внешней реальности. В период сна – моделирует реальность сна.
Каждый образ формирует эмоцию (или, можно сказать, эмоция формирует образ, образы всегда эмоционально окрашены), затем следует логичная (во сне нелогичная) обработка данных. Далее следуют связанные образы и соответствующие эмоции.
Вероятно, процессы возбуждения имиджей связаны с механизмами запоминания – переноса информации – отделения ненужной информации от жизненно необходимой, с привлечением редакторов – отделов мозга, отвечающих за эмоции. Та информация, которая отвечает эмоционально, имеет приоритет в запоминании – то есть в переносе из механизма кратковременной памяти в долговременную.
Эмоционально ярко окрашенный имидж вызывается повторно с нарастающей силой. Имидж становится все сильнее – эмоция ярче.
Если эмоции – основа, какие эмоции превалируют?
Самая частая эмоция – Я-эмоция. Она похожа на эмоцию радостного волнения (ожидания).
Как взаимодействуют объекты ума?
Объекты цепляются друг за друга с помощью эмоции. Эмоция – основа и клей потока сознания.
Примеры разных цепочек объектов ума:
- Образ – воспоминание – эмоция – фантазия.
- Образ – эмоция – мысль – увеличение интенсивности эмоции.
- Запах – эмоциональное воспоминание – преломление эмоции.
- Звук – распознавание – образ – воспоминание – аналогичные воспоминания, связанные с этим образом, и эмоции, сопутствующие образу.
Вероятно, что разные уровни сознания формируют разные потоки разных типов объектов ума. Чем уровень выше, тем объекты чище и глубже.
Интересно, что не все образы попадают прямо в сознание (на дисплей). Иные обрабатываются рассудком за его пределами. И в таких случаях к нам иногда к нам приходят инсайты (если могут пробиться), решения или догадки из ничего. Мы сейчас об этом не думали, и вдруг – раз! Не все такие догадки доходят до сознания. Чем чище сознание, тем больше вероятность. Сознание лишь экран. А работа идет в «серверной».
Иногда бывает, что после одного объекта вроде нет другого, а ощущение все равно есть. Сознание не ухватило ни мысли, ни совместной с ней эмоции, а они были, потому что возникало ощущение.
С какой частотой возникают объекты ума, когда уже нет потока, когда ум сосредоточен?
Контрольные замеры.
Примерно за 10 минут динамической медитации:
три напоминания времени, одна рефлексия, три образа, одно воспоминание, одно планирование.
Примерно за 10 минут статической медитации:
четыре вербальных фантазии, три образа, одно воспоминание, одна песенка.
Что происходит, если ум чрезвычайно сосредоточен?
Чрезвычайное сосредоточение вызывает состояние отключения сети пассивной работы мозга. Возникает состояние исключительной концентрации на объекте медитации и невозникновения объектов длительное время. Максимальное время отключения сети (режим пассивной работы мозга) на этом ретрите – несколько раз по 40–50 минут.
Состояние переживается как легкость и ясная успокоенность на объекте наблюдения. Никакого напряжения внимания, только кристальная сосредоточенность. Такое состояние достигалось только в сидячей медитации. Хотя в динамической медитации достигнуть невозникновения объектов легче, но легкая и ясная сосредоточенность никогда не возникала.
Как эмоция отражается в теле?
Наблюдая за эмоциями, легко найти их индивидуальное отражение в теле. Вот как мое тело преломляет мою эмоцию. Например, эмоция разочарования. Небольшое стеснение, как легкая судорога, с правой стороны головы. Более резкие, какие-то угловатые движения при ходьбе. Общее состояние исчерпанности. Состояние, будто противоположное бодрости.
Другие сильные эмоции ощущались так:
Горит лицо.
Екает в животе.
Болит или жжет в груди.
Мурашки по коже.
Сильный удар сердца в животе.
Онемение чего-либо.
Ощущение заплаканного лица.
Тяжесть между бровями.
И так далее.
Из каких частей состоит ум?
Условно разделим ум на пять частей (на пять дивизионов модулей):
- Базовые потребности и связанные с ними эмоции – предустановленная часть ума.
- Воспринимающая часть ума (включая память).
- Моделирующая часть ума (сознание и сеть пассивной работы мозга).
- Понимающая, мыслящая часть ума, рассудок.
- Реагирующая часть ума.
Мышление – что это?
Неразрывно связано с языком. Вероятно, мышление возникло вместе с понятиями и языком, их отражающими. Вместе с языком и развивалось. От примитивных понятий – к понятиям абстрактным, постепенно к инструментам мышления. Понял, что такое логика, – начал ею пользоваться. Инфосфера – это и есть язык (понятия) – общее поле, через которое все подключены ко всем. Нейрофизиологическая основа – самые современные отделы молодой коры головного мозга. Речь, осознание понятий, мышление возможны только в человеческом мозге, где для них есть соответствующие отделы – специализированные нервные цепи на основе генетически заданной структуры. Точно так же, как глаза видят, мозжечок запоминает моторные реакции. Без этих, созданных эволюцией, отделов невозможны эти функции головного мозга.
Язык для мышления как строительный материал. Из земли можно построить жилье, землянка называется. Но если есть кирпичи, можно уже возвести что-то сложное. А если проводить аналогию дальше и сравнить строительную технику с инструментами мышления – синтезом, логикой, – то можно построить что-то грандиозное.
Как устроена понимающая часть ума – рассудок?
Состоит из нескольких программ, пережевывающих и структурирующих всю информацию. (Если интересна теория множественности интеллектов – это к Говарду Гарднеру, здесь о том, что я смог субъективно поймать и зафиксировать.)
Вот этот набор инструментов или программ:
— прогноз и фантазия;
— оценка (часто связана с эмоцией и эго);
— сравнение и аналогия;
— логика;
— перенос;
— анализ;
— синтез;
— предположение.
Все эти активные программы (или боты) связаны с языком, понятиями, словами. Все сложные инструменты интеллекта существуют в поле языка. Как некие программы, написанные на некоем языке программирования – на человеческом языке.
Как устроена моделирующая часть ума?
Сеть пассивной работы мозга в процессе бодрствования формирует поток, используя образы (имиджи). Эта сеть включается в поток сознания вместе с обработкой текущих образов (визуальных, слуховых и так далее). Модерирование этого потока происходит с помощью мышления. В итоге получается связанный и приемлемый поток более-менее рациональных объектов, увязанных в общую картину-модель.
Из образов и связанных с ними эмоций с помощью слов выстраивается цепь. В момент перехода в сон речь превращается в образы и логика исчезает.
Очевидно, что разные фазы сна отражают разные процессы, происходящие в головном мозге. Фаза неглубокого сна отражает покой, обесточенность в самых молодых отделах коры головного мозга, отвечающих за речь и мышление. И вместе с этим процесс реконсолидации памяти – работу гипоталамуса, лобных долей и других отделов лимбической системы.
Фаза глубокого сна – без сновидений – отражает покой более глубоких (древних) отделов головного мозга.
Что такое медитация?
В процессе жизни (каждого дня) на экран сознания налипает мусор. Очистить его можно тряпочкой. Выводим на экран воспринимающую и распознающую части ума, без активного привлечения понимающей и реагирующей частей ума. Чистое восприятие (без реакции) очищает мусор с экрана.
Что такое такт, вежливость?
То, что держит в рамках, уменьшает, воспитывает эго. В итоге позволяет видеть реальность более ясно, без больших субъективных искажений.
Мы живем в двух средах – внешней и внутренней
Одна характеризуется температурой, светом, расстоянием и другими важными физическими параметрами. Вторая характеризуется активностью гормонов в крови и нейромедиаторов в синапсах. Коктейль этих соединений в организме создает внутреннюю среду. В зависимости от них мы чувствуем и ведем себя – так или иначе. Но вот незадача, эта внутренняя среда – не температура за бортом, нам сложно регистрировать ее события. Мы только можем реагировать подсознательно на ее изменения.
Что такое реагирующая часть ума?
Если остальные части ума – актеры на сцене, наш мозг – большой театр, то реагирующая часть ума – декорации, занавес и вся сложная машинерия сцены.
Когда возникает эмоция – возникает ответная реакция тела. Одна часть нашего мозга влияет с помощью нейромедиаторов на другую часть мозга, с помощью гормонов через вегетативную нервную систему на тело и опять на мозг. Мы не можем зарегистрировать это прямо, но используем постоянно.
Например, какие-то эмоции нас бодрят, как кофе. И на них можно также «подсесть». Другие дают удовольствие, различные пиковые переживания. Мы избалованы эмоциями.
Сегодня все говорят об измененном уровне стресса. Но ведь удовольствий тоже через край. И странных, ненужных вещей тоже – хлама вроде фильмов ужасов и компьютерных игр (так мне кажется). Наш ум в плену у стресса, эмоций и излишней информации.
Интересно, что эмоция агрессии – совсем рядом с эмоцией сексуального желания. Между ними почти нет расстояния. Поэтому в культуре ценится нежность, женщины хотят быть уверены в своей безопасности.
Что такое характер?
Основа характера – гены. Затем мы накапливаем опыт, который превращается в привычку получать определенную эмоцию. Или можно сказать так – привычку получать определенный нейротрансмиттерный и гормональный фон определенным образом.
Вот эти накопленные опытом паттерны поведения с автоматизмами делают наш образ, то что мы называем поведением и даже характером. Все это имеет отражение в манере говорить, походке, во всем нашем образе.
Что такое сознание? Как оно возникло и развивалось?
Сознание эволюционно развилось из воспринимающей части ума. Вернее, сначала возникла память. Можно сказать, что сознание – это память. Кратковременная память в процессе эволюции получила развитие, как сознание или внимание. Внимание, по сути, и есть сконцентрированное сознание. Когда мы тренируем внимание, мы тренируем сознание или тип кратковременной памяти.
Поток объектов, возникающий, когда внимание блуждает (сеть пассивной работы мозга), – механизм памяти, трансформирующий кратковременную память в долговременную. В процессе развития эта система стала ответственной за планирование и чувство времени. Планирование возникает из памяти естественно, ведь наши планы закладываются в память, мы можем планировать только то, что помним и увязали во времени. Сеть пассивной работы мозга вращает барабан памяти, рандомно вызывая воспоминания, они обдумываются и превращаются в планирование и сами становятся памятью. Наши воспоминания и наши планы хранятся в одном большом амбаре вперемежку.
Как возник ум человека?
Первичный разум – это взаимодействие двух систем: базовых потребностей и памяти. Затем к ним добавилось мышление как инструмент выбора, чтобы обеспечить базовые потребности оптимально. В процессе эволюции из этих трех систем развилась потоковая синтетическая надсистема – сознание, и возникла сеть пассивной работы мозга. Дальнейшая эволюция сформировала в этой надсистеме время и понятие «Я». А эволюция мышления сформировала язык, а затем более сложные инструменты мышления – логику, сравнение, синтез и так далее.
Повторим для верности, современный человеческий ум – это кооперация:
— памяти,
— базовых потребностей и эмоций,
— сети пассивной работы мозга,
— потока смоделированного восприятия реальности, приклеенного на подложку идеи времени,
— актов мышления.
У этих процессов естественный эволюционный приоритет:
1 – сознание,
2 – мышление,
3 – сеть пассивной работы мозга.
Обычно сеть пассивной работы мозга нарушает строй и выходит на первое место, что вкупе со стремлением к сохранению энергии (автоматизации) превращает живой феномен ума в засушенный и примитивный алгоритм.
Она загораживает собой две другие системы. Сознание и мышление начинают деградировать, а система пассивной работы мозга, наоборот, входит в силу.
Как сформировались подсистемы ума?
Ум и его подсистемы развивались от простого к сложному. От простых форм – к более изощренным.
Примитивное сознание выделилось из кратковременной памяти на ранних этапах эволюции.
Сеть пассивной работы мозга возникла из системы переноса памяти. Транскрипция памяти проходит через эмоциональное сито, проверяется на нужность. Если есть эмоциональный отклик, память записывается в первую очередь. Так сеть ПРМ связана с лимбической (эмоциональной) системой.
Из осознания зазора между воспоминанием и планированием возникло время и внедрилось в эту подсистему как шкала измерения планирования и воспоминаний.
Основа мышления – вопросы. Они сформированы системой потребностей. Безопасность. Новизна. Секс. Свобода. И так далее.
Язык возник как структурный инструмент мышления, усложнивший и вытесавший его.
Личность возникла как субъект из понимания со стороны, что кто-то это все переживает и испытывает. Личность возникла из ничего.
Как возникла и поддерживается личность, эго?
Личность сформировалась эволюционно, подкрепляясь базовой потребностью безопасности: чем более индивидуальность думает о себе, тем в большей безопасности она находится и тем более вероятно передаст гены потомкам. Вероятнее всего, за личность отвечает передаваемая по наследству молодая развивающаяся область (система) мозга. Так же, как, например, область, отвечающая за язык.
Личность (Я-имидж) мониторит свой статус и регулярно дозирует серотонин согласно прогнозу своего статуса для регулирования метаболизма и повышения шансов выживаемости.
Я-имидж – главный имидж, он возникает чаще всего в системе сети пассивной работы мозга. Я-эмоция – платформа Я-имиджа. По ощущению похожа на эмоцию радостного ожидания.
Человеческое «Я» виртуально, оно – ментальный феномен, имеет корень в реальности – тело.
Куча-мала
Осознанность и эмоциональность – два противоположных состояния ума и энергетики тела. От полной экономии до «черпай сколько влезет». Эмоциональные состояния всегда сопровождаются высоким расходом энергии.
Часто возникающие воспоминания могут сформировать «образ» человека, и потом этот имидж может всплывать в сети пассивной работы мозга без воспоминания, просто как имидж. Самый яркий образ – Я-имидж – представление о самом себе.
Ментальные объекты, которые входят в круг потребностей (эмоций), поддерживаются потоком. Соответственно сплетаются с другими объектами, ассоциируются, становятся точками соприкосновения с инструментами мышления. Они консолидируются памятью.
Дофамин, серотонин, норадреналин, кортикостероиды и другие нейромедиаторы и гормоны работают в системах, ускоряющих метаболизм, поэтому даже негативные эмоции могут позитивно подкрепляться. Матерные слова отражают агрессию, воздействуют на эмоции, действуя как ускоритель. Проблема в том, что ускорение все время невозможно, обязателен откат для баланса. Ускоряться негативными эмоциями – это путь не познать радость. Так же, как чашкой кофе заменять физические упражнения.
Можно ли разделить рассудок на блоки?
Вероятно, у рассудка есть несколько уровней. Может, это связано с уровнем сознания, а может, и нет. Самый простой уровень тесно связан с эмоциями и много эмоционально говорит. Болтун. Владеет простыми инструментами. Вопрос, предположение и так далее. Но чаще болтун повторяет своего мыслителя или чужих. Он также заведует юмором. Второй уровень владеет всеми приемами мышления. Мыслитель. Владеет сложными инструментами. Анализ, синтез и прочее. Следующий уровень выдает готовые ответы из глубины. Ясновидец.
Какие есть уровни сознания человека?
Неполный перечень уровней сознания:
— Кома.
— Потеря сознания.
— Деконцентрация (замкнутое на реагирование восприятие).
— Животное сознание.
— Сознание ребенка.
— Сознание подростка.
— Взрослое сознание, бегущее от боли и жаждущее удовольствий. Норма для человека. Может быть нормой для социальных крупных млекопитающих и домашних животных.
— Сознание, живущее по принятым решениям.
— Сознание, руководствующееся высшими принципами. Сверхнорма.
— Четыре уровня просветления, начиная с уровня сотапанна (частичное просветление).
Что такое жалость и сострадание?
Жалость – это то, что испытываешь к себе. Сострадание – чувство разделения чужого страдания.
Что такое карма?
Каждое решение приводит к следующему решению. Серия решений или одно крупное решение приводят к определенному пониманию. Серия пониманий приводит к определенному уровню сознания. Уровень сознания диктует определенное последствие из ситуации.
Люди, живущие рядом и попадающие в одинаковые ситуации, имеют абсолютно разные последствия. Как будто живут в разных измерениях.
Эти решения, понимания, уровни сознания и есть карма.
Такая карма хорошо передается по наследству от родителей к детям и далее. Потому что это, по сути, убеждения, понимание мира и себя в нем. Эволюционно важные убеждения.
Вместо заключения
Хочется еще раз подчеркнуть, что этот материал не задумывался как статья. Он как лоскутное одеяло «пэчворк» сшился из разноцветных наблюдений за своим умом на интенсивном двадцатидневном медитационном ретрите. Не имея единой линии повествования, он не может иметь и заключения. Что же вместо него? Вместо него предупреждение-пожелание для тех, кто прочитал до самого конца.
Интенсивная медитация, перелопачивая психику, кроша, плавя и лепя новую, потребует много времени, много сил, упорства и беспощадности к себе. Но, вероятно, не сделает вас сильнее, эффективнее и успешнее. Для меня путь базируется на трех устремлениях:
— стремлении к естественной человеческой нравственности, взаимопониманию;
— стремлении к освобождению от внутренних ограничений;
— стремлении к познанию истинной реальности во всех проявлениях.
Если выразить эту мысль еще проще: интенсивная медитация – это не путь развития личной силы, это путь духовности. Посмотрите внутрь себя и выберите свой путь правильно. Пусть все живые существа будут счастливы!
От чистого сердца,
Михаил Власов
4 комментария
Комментарий от Ирина
Ирина 29.11.2019 к 08:12
Очень здОрово! И очень интересно!!!
Комментарий от admin
admin 29.11.2019 к 09:16
Спасибо!
Комментарий от Алексей
Алексей 03.12.2019 к 17:43
Михаил, прежде всего хочу сказать спасибо за ваш труд донести возникшие мысли. Возникли некоторые вопросы:
1. Что такое естественная человеческая нравственность? Не является ли она также одной из систем ума?
2. Может ли существовать в принципе истинная реальность? Либо она будет субъективной?
Комментарий от admin
admin 04.12.2019 к 06:37
Алексей, здравствуйте. Я попробую ответить на оба ваших вопроса, спасибо)
Естественную человеческую нравственность я понимаю как простое понимание другого. Эмпатию. Нежелание, чтобы с другим происходили неприятности, которые нехороши для себя. Эта естественная нравственность берет свое начало в цепях «зеркальных» нейронов, отвечающих за обучение. Эмпатия — побочный продукт эволюционного развития мозга. Наша естественная нравственность имеет свою локацию в мозге. Является ли она системой ума, зависит от того, что называть такого рода системой. Я считаю, что определенные нервные сети, включающие «зеркальные» нейроны и лимбическую систему и префронтальную кору отвечают за естественную нравственность. Она всегда индивидуальна и имеет корень в эмоциях и воспоминаниях, а плоды в сознательном решении, поэтому нервные сети нравственности затрагивают многие отделы мозга, в том числе самые эволюционно молодые и самые поздно созревающие (префронтальная лобная кора).
Мое мнение, что истинная реальность существует. Даже если ни один человек на планете не видит истинной реальности, это не доказывает, что ее нет. Это доказывает, что человек субъективен. Но реальность не зависит от взгляда на нее.